Стертая дизартрия лечение в домашних условиях

Слух и зрение даны человеку природой с самого рождения, но некоторые навыки и умения требуют развития и практики. В процессе познавания речи ошибки естественны, но если малыш со временем так и не научился говорить правильно – есть повод забить тревогу.
Дизартрия – заболевание неврологического характера, обусловленная нарушением функций речевого аппарата.
Лечение дизартрии в домашних условиях
Симптоматика дизартрии
Болезнь имеет сложную классификацию. Врачи выделяют три этапа развития заболевания, но симптомы для них едины:
- неспособность ребенка четко и правильно проговаривать слова;
- проглатывание и каверканье слогов;
- затруднение речи в целом;
- закрепощение лицевых мышц;
- нарушенная мимика;
- изменение тональности голоса в процессе воспроизведения речи;
- затрудненная моторика пальцев и кистей;
- неспособность пользоваться элементарными предметами — ложкой, ручкой и т.д.;
- ребенок испытывает сложности в обычных манипуляциях (завязывание шнурков, застегивание одежных молний и пуговиц).
Симптоматика дизартрии
Причины развития
Дизартрия – болезнь нервной системы. Поэтому первопричины к возникновению заболевания чаще всего кроются во внутриутробном развитии плода:
- гипоксия плода;
- сложная беременность;
- трудные и затяжные роды, а также послеродовые осложнения, или слишком стремительные;
- тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности;
- врожденные патологии ЦНС;
- поражения головного мозга при подах или в процессе развития плода.
Дизартрия – болезнь нервной системы. Поэтому первопричины к возникновению заболевания чаще всего кроются во внутриутробном развитии плода
Однако дисфункция речевого аппарата могут быть связана и с инфекционными заболеваниями, перенесенными ребенком, а также с психологическими травмами.
Лечение в домашних условиях
Дизартрия излечивается целым комплексом мероприятий, направленных на восполнение в организме витаминов, минеральных веществ, а также на укрепление лицевых мышц и развитие речи.
Массаж
Процедура масса призвана вернуть тонус и уменьшить атрофия мышц, отвечающих за речевые функции. Продолжительность массажа должна составлять не менее 15—20 минут ежевечерне.
Основные приемы массажа лица:
- пощипывание;
- поглаживание;
- прикусывание зубами с внутренней стороны;
- массаж неба большим пальцем;
- массирование губ пальцами.
Основные приемы массажа лица
Все движения осуществляются на губах, щеках, подбородке и нижней челюсти в разных направлениях: по и против часовой стрелки, вверх—вниз, вправо—влево.
Массаж можно проводить перед зеркалом, поставив ребенка к нему лицом и встав у него за спиной. Важно проговаривать все свои действия (можно свести массаж к легкой игре). А после попросить малыша повторить все самому. Полезным будет приучить ребенка самостоятельно делать легкие массирования лицевых мышц каждое утро во время умывания.
Специальная гимнастика лицевых мышц
Для одного из упражнений понадобится зеркало. Как и во время массажа нужно встать за спиной у малыша, лицом к зеркалу, и, медленно проговаривая простые слова, попросить ребенка смотреть на положением ваших губ в зеркале. Затем малыш сам должен произнести это слово, смотря уже на свое отражение. Во время упражнения можно заучивать не слишком трудные детские стихи, это будет развивать память ребенка. Уже выученные стихи следует периодически повторять – это поможет ребенку закрепить уясненные навыки. Упражнение может даваться с трудом, так как звука довольно дольно поддаются заучиванию.
На счет «раз» ребенок открывает рот и удерживает его в таком положении до счета «пять». С «шести» до «десяти» рот должен быть закрыт. Снова начинается отсчет, и малышу нужно пять секунд держать рот полуоткрытым, а на следующие пять секунд – опять закрыть. Так повторить десять раз.
[block id=”1″]
С силой надувать и сдувать щеки около 30 секунд. Чтобы ребенку было интересней можно надувать разноцветный воздушный шарик.
Втянуть щеки вовнутрь. Задержать положение на 10—15 секунд.
Попросить малыша широко «зевнуть», максимально открывая рот. Сделать паузу и еще раз повторить.
Поочередно открывать и закрывать рот, цокая языком и прищелкивая зубами.
Упражнения для губ
- Вытянув губы вперед трубочкой, ребенок в течение 20—25 секунд должен произносить букву «у» или слог «ту», имитируя звуки паровоза, или выдувать мыльные пузыри.
- Попросить ребенка показать оскал злой собаки и порычать.
- Не показывая зубы, растянуть губы наподобие улыбки, и задержать мышцы лица в фиксированном положении на 15—20 секунд.
Изобразить воздушный поцелуй. - Чередовать в течение минуты третье и четвертое упражнение.
- Поиграть с ребенком в игру. Вы называет животное, а малыш должен показать характерный для него звук. Например, кошка – «мяу», корова — «муу». Если какие—то звуки ребенку неизвестны, то следует их подсказать. Помимо животных можно имитировать звуки машин, или профессий (кучер — «тпру»).
Гимнастика языка
Следующие упражнения выполняются по 20—30 секунд.
- Открыть рот и как можно дальше высунуть язык.
- Попытаться дотянуться языком до кончика носа (без помощи рук).
- Не размыкая губ, попеременно толкать языком изнутри то одну, то другую щеку. Щеки не раздувать!
- Не открывая рта обвести языком зубы с обеих сторон, внутреннюю сторону щек и верхнее небо.
- Попросить ребенка громко поцокать языком. При выполнении упражнения пот приоткрыть, положение челюстей неизменно.
Рот закрыт. Упереть сложенный трубочкой язык в передние резцы, приоткрыть рот и высунуть язык. Повторить.
Общие упражнения
Попросить ребенка прикусить зубами носовой платок. Взрослые без излишней силы должен тянуть платок на себя, а ребенок — удерживать во рту. Упражнение можно чередовать в другими из гимнастического курса.
Аналогично предыдущему упражнению выполняется следующее, только вместо платка беретка леденец на палочке (чупа—чупс). Смысл упражнения в том, что по мере рассасывания конфетки удерживать его во рту будет все сложнее.
Кроме того обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка.
Обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка
Любимым вареньем ребенка по очереди мазать губы, уголки рта, весь рот целиком и просить малыша облизнуть лакомство.
Во время массажа и упражнений ребенку должно быть удобно и комфортно. Не стоит повышать голос, если ему что—то сложно выполнить. Часто дети расстраиваются, когда им что—то не удается. В этом случае родители должны помочь и заинтересовать малыша.
Лечебные упражнения нужно проводить 2—3 раза в день. Однако, если ребенок плохо себя чувствует, у него болит живот или голова, обнаружилась простуда – занятия не проводятся.
Развитие моторики
Педиатрами доказано, что в раннем возрасте функции речевого аппарата тесно связаны с моторикой пальцев.
Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики. Известная всем мозаика — еще одно хорошее средство.
Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики
Ссыпать в миску разноцветные пуговицы или стеклянные шарики, перемешать и попросить ребенка разложить их на столе в кучки по размеру (маленькие, средние, большие) или по цветам. Предметы не должны быть слишком мелкими, поэтому горошины и маленькие бусины не подойдут.
Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины. Особое внимание следует уделять сложным предметам, требующим изготовления многих деталей (домики из бревен, цветы с листиками (ромашка), различные зверята).
Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины
Взять большую углу и длинную нитку и предложить ребенку нанизать бусины на нить, для детей более младшего возраста можно предложить такой вариант – собрать на шнурок макароны с большим отверстием.
Рассыпать на столе коробок спичек и попросить ребенка сложить из них какой—нибудь рисунок, фигуры или буквы алфавита. Можно проговаривать полученные картинки.
Для выполнения этого упражнения понадобится большое количество мелких предметов, которые нужно поставить в миске перед малышом и попросить его поочередно правой и левой рукой выкладывать вещи на стол.
Заготовить два листка и одинаковым набором опорных точек для идентичных фигур. На одном листке точки соединить и использовать как образец, а на втором попросить ребенка сделать то же самое.
Нарисовать для малыша на листе бумаги различные фигуры и попросить закрасить их различными способами и цветами. Например, круг – красный, квадрат – заштрихованный.
Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек).
Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек)
Хороший эффект в развитии моторики дает рисование по готовым трафаретам.
Положить в непрозрачный тканевый мешок различные предметы, предложив ребенку не вытаскивая вещь оттуда, на ощупь опознать предмет из мешка.
Вырезать из картона букву алфавита и разрезав ее на части, попросить ребенка собрать все в изначальное положение и назвать букву. Задание можно усложнить, если из различных цветов картона вырезать несколько букв и перемешать части между собой. Важно не мельчить – буквы должны быть среднего размера и обязательно печатные.
Гимнастика для пальцев и рук
Выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Аккуратные растирания ладошки с тыльной и внутренней стороны.
- Разминание пальчиков, чередующееся с их поглаживанием.
- Нежное массирование каждого пальца по кругу.
- Выполнение присказки про «сороку—белобоку».
- Воронкообразные движения большого пальца по кругу, а затем вверх и вниз.
- Сжимание в кулак всех пальчиков сразу и одновременное распрямление кулака.
- Круговые движения кисти с запястном суставе.
- Растирание и массаж каждой фаланги всех пальцев, включая межпальцевое пространство.
- Соединение идентичных пальцев на ладонях – мизинец правой руки прислонить подушечкой к мизинцу левой и т.д. Упражнение проводить, держа руку на весу.
Видео – пальчиковая гимнастика
Геометрия на пальцах
Существует множество фигур, которые можно показать на пальцах. Например, можно попросить показать ребенка домик (или шалаш), лодку, стул, зайчика или козу, очки.
Нарушения функций речевого аппарата, вовремя исправленные в детстве, не оказывают влияния на последующую взрослую жизнь. Но дизартрия сама по себе не излечивается, часто курс лечения требует выдержки и терпения прежде всего от родителей. Очень важно не допустить у ребенка развития комплексов и не дать ему в так называемый язык жестов. Общение в семье и ос сверстниками играет немаловажную роль в преодолении речевых барьеров.
Видео – Коррекция произношения при дизартрии
Источник
Дизартрия, если рассматривать с сугубо медицинской точки зрения – это нарушение в работе речевого аппарата.
Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.
В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.
Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.
Терминология — формы и стадии нарушения
Выделяют несколько основных форм детской дизартрии, в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:
- Бульбарная. Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
- Псевдобульбарная. Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
- Корковая. Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
- Мозжечковая. Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
- Подкорковая. Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
- Смешанная. Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.
Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести нарушения речи:
- Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
- Степень II. Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
- Степень III. Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
- Степень IV. Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.
Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой псевдобульбарной дизартрии, своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.
Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».
Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.
Причины и выявления в раннем возрасте
Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:
- недостаток кислорода у развивающегося плода;
- сильные токсикозы и гестозы;
- невропатия или поражение почек;
- вирусные заболевания I-II триместра;
- родовые травмы;
- слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;
- нейроинфекции.
Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.
Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.
Особенности клинической картины
Причинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.
При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.
Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:
- вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
- заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
- происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
- тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.
Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:
- нарушение мелкой моторики;
- повышенная беспричинная утомляемость;
- нарушение равновесия;
- неспособность к имитации элементарных упражнений;
- сложность ориентации в пространстве.
Условная классификация больных
Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:
- дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
- пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
- полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.
Диагностические критерии и методики
Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.
Осмотр у врача состоит из следующих этапов:
- исследование и проверка присутствующих нарушений речи;
- выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
- проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
- проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.
Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.
Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:
- электроэнцефалография;
- МРТ головного мозга;
- КТ головного мозга;
- исследование проводимости нервных импульсов.
Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.
Коррекция и лечение
Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет место благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.
Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:
- обучение физиологически верному дыханию;
- дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
- массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
- назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
- корректировка произношения и развитие выразительной речи;
- увеличение разговорной активности;
- выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.
Медикаментозное лечение
В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и витаминов, основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.
В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:
- снимающие сосудистые спазмы – Пантогам;
- ноотропы – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
- метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
- седативные – Тенотен, Ново-пассит.
Профилактические меры
В качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.
Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.
Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:
- регулярно посещать с ребенком логопеда, — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
- разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
- вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
- оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ;
- вести профилактику нейроинфекций – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.
При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом. В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.
Источник