Православное лечение народными средствами

Православное лечение народными средствами thumbnail

Народные средства от всех болезней. В весенне-летний период можно заготовить огромное множество лекарственных трав, из которых можно приготовить целебные отвары и снадобья. Травница Е. Ф. Зайцева показывает, как средства народной медицины помогают людям поправить их здоровье.

Травница Е. Ф. Зайцева

«Я всегда говорю:»Не хотите болеть — накопайте себе 3 корня — лопуха, пырея и одуванчика». Из этих корней вы сделаете сбор и будете его пить.

Целебные корни — Мы бережем картошку, а сорняки выбрасываем. А они бывают ценнее, чем картошка. Никакие сорняки выбрасывать нельзя. Придет день для каждого человека, когда ему будет нужна не картошка, а лечение. Все сорняки лечат! Все эти трудноискоренимые сорняки утверждают свою необходимость всему живому на земле.

Пырей

Пырей — это злостный сорняк, который Господь дает нам буквально под ноги для нашего лечения. Нет ни одного огорода, чтобы он не рос. Нет ни одного заболевания, чтобы он не лечил, начиная с глаз и кончая онкологией. Им лечатся все дикие животные, кошки и собаки. Для человека он безценен тем, что восстанавливает нарушенный обмен веществ. Настой и отвар корневищ применяют при водянке, отеках различного происхождения, цистите, недержании мочи, камнях в почках и желчном пузыре, всех заболеваниях легких, почек, хронических бронхитах, болезнях кишечника, сахарном диабете, гипертонии.

Корни пырея употребляются как болеутоляющее средство при подагре, ревматизме, люмбаго, различных артритах. Сок и отвар свежего растения можно принимать в течение лета, он хорошо помогает при частичной потере зрения. Корень пырея лечит остеохондроз, дисфункцию яичников у женщин, туберкулез легких, экссудативный диатез, фурункулез. Противопоказаний к его приему никаких нет.

Из корней пырея мы мололи муку и пекли хлеб. Он полезнее и вкуснее, чем пшеничный. Из него можно делать каши, кофе. В голодные годы он выручает всех. Корень одуванчика тоже сорняк. Ранней весной надо собирать листья одуванчика, вымочить их в соленой воде два часа, чтобы ушла горечь, и делать салат. Из его листьев мы варили суп, а корни жарили.

Одуванчик

Корень одуванчика лечит злокачественную анемию, рак желудка и печени, воспаление лимфатических узлов, диатез, деформирующий артроз, артрит, остеохондроз, все суставы. Осенью, если вы увидите одуванчик, который не цвел и не отдал все силы цветению, выкапывайте его.

Лопух-«академик»

Однажды я читала лекцию и сказала: «Есть такой академик, который лечит все заболевания. Сидит в земле академик-лопух и ждет, когда его человек возьмет и будет им лечиться».

Сейчас люди почти все больны. Рак просто косит людей. А лопух лечит все онкологические заболевания. Лечит сахарный диабет, бронхит, гайморит, ревматизм, подагру, артрит, остеохондроз, перелом костей, межпозвоночные грыжи, атеросклероз, заболевания уха, хроническую коронарную недостаточность.

Лопух лечит гепатит! В Москве много людей, особенно мужчин, болеют гепатитом. Даже стойкий гепатит С вылечивается лопухом без следа. Через два-три месяца лечения нет никакого гепатита. Корень лопуха лечит опухоли печени и даже цирроз печени! Лечит холецистит, болезни почек, дробит камни в почках и желчном пузыре.

Он лечит все кожные заболевания: ожоги, пролежни, экземы, трофические язвы, выпадение волос, гнойные раны, псориаз, красную волчанку и так далее. Никто из кожников не может лечить все кожные заболевания, а он может!

Во время эпидемии гриппа люди бегут к врачам, те назначают антибиотики. А корень лопуха лечит грипп, снимает температуру.

В войну у нас не было обуви. Уже морозы, а мы все ходим босиком. Порой простывали, поднималась температура. Мама даст нам корень лопуха и цветки липы, тепло нас укутает. Мы пропотеем, и никакой температуры у нас нет.

Корень лопуха лечит паралич! Никто никогда паралич не лечил. А он лечит.

Мы из этих корней пекли хлеб, варили каши, делали заправки.

Из молодых листьев лопуха готовили суп и салаты. Сам корень жарили, пекли, делали из него кофе. Когда меня в гостях угощают кофе, я пью и думаю: разве это кофе! Кофе надо делать из корней цикория, лопуха и пырея. Мама готовила такой кофе — он был просто безподобным!

В моей практике был случай: я лечила одного батюшку в Сергиевом Посаде, у которого были большие грыжи позвоночника. Ему должны были делать операцию медицинские светила в Москве. Я сказала ему: «Пусть ваши светила один месяц подождут». Он пил настойку корней, через месяц я его увидела: от машины идет ко мне свободно и говорит: «У меня нет никаких грыж!»

Правило заваривания корней

— Самые ценные корни — ранней весной, но их можно копать и осенью. Лопух — двухгодичное растение. Следует выкапывать одногодичный лопух, у которого молодые листья — этот корень очень сильный. А лопух с сухими листьями и репьями уже безполезен, он отдал всю силу цветению. У него можно собрать репьи, настоять и полоскать больные зубы — снимет боль.

Корни выкопать, вымыть, просушить. Корень лопуха толстый, поэтому его надо порезать. Одну столовую ложку сухих измельченных корней залить двумя стаканами кипятка. Кипятить десять минут. Два часа настоять. Процедить и пить по полстакана три раза в день за 10-15 минут до еды. Когда вы пьете лечебный настой до еды, кровь его сразу впитывает и разносит по всему организму. Можно пить сбор корней лопуха, пырея и одуванчика в равных пропорциях или по одному корню: неделю — лопух, неделю — одуванчик, неделю — пырей.

Целебные травы

Господь нам дает все нужные травы. Не надо покупать заграничные травы, ехать за ними в Китай или еще куда.

Лебеду добавляют в суп. Мы ее в детстве жарили и ели с картошкой. Сныть используют в супе вмес-то капусты. Из семян ширицы делают муку, добавляют их при солении огурцов.

Полынь держится поближе к людям. Если поднялась температура, воспалился мочевой пузырь — берите ее. Это и сильное успокаивающее средство. Полынь горькая снимает все ушибы, синяки, опухоли. Лечит алкоголизм, тромбофлебит, паралич, инсульт, боли в области малого таза. Полынь обыкновенная (или чернобыльник), лечит эпилепсию, импотенцию у мужчин, нервные и женские заболевания, туберкулез легких, рак желудка, кишечника и саркому.

Дурнишник растет по берегам рек. Лечит раковые опухоли, нефрит, мужские болезни. В Китае все его пьют, и там гораздо меньше рака.

Герань дикая луговая лечит стенокардию, остеохондроз, рак прямой кишки, камни. Татарник лечит рак кожи, геморрой. Чертополох лечит рак груди.

Я делаю настои из 14-15 трав, и каждая травка найдет, где воспаление, застой, опухоль, и будет лечить. Но можно пить и по одной траве.

Всегда советую всем собрать мешок спорыша. Это можно сделать и осенью. Через четыре-пять дней трава высохнет, и ее будет полмешка. И как вы только чуть заболели, ее пейте. Спорыш, или горец птичий, растет у каждого дома, заполонил все тропинки. В прошлом году была засуха, вокруг Москвы все посохло. А спорыш не посох. У него очень питательные семена, птички ими питаются. Не было бы его — они бы погибли. В народе его зовут трава-мурава или гусиная трава. Господь нам его дает.

Читайте также:  Народные средства для лечения гепатоза беременным

Если у вас заболит спина, суставы, он выгонит все соли. Эта трава богата солями кремния. Он дробит камни в желчном пузыре, мочевом пузыре, почках. Царапает, царапает эти камни, они превращаются в песочек, и за два-три месяца никаких камней нет. И врачи только удивляются.

Горец птичий лечит туберкулез, цистит, почки, язвенную болезнь желудка, холецистит, ревматизм, ожирение, нервное истощение, аденому предстательной железы у мужчин, рак. Противопоказаний у него нет.

Не только травы лечат, но и каждое дерево. Цветы рябины лечат даже рассеянный склероз. Рябина гонит желчь, препятствует появлению камней в почках. Снижает холестерин, лечит ожирение, болезни щитовидки. Настой и отвар рябины помогают при раке.

Калина обыкновенная лечит злокачественные новообразования различной локализации, желчекаменную и мочекаменную болезни, диатез. Ее можно смешать с медом и есть. Даже косточки ее полезны. Из нее можно делать настойку при раке груди. Осина помогает мужчинам при простатите. Боярышник лечит сердце, береза — почки, дуб — сердце, ольха — кишечник, сосна — легкие. Все деревья лечат!

Как настаивать травы?

Для приготовления лекарственного настоя взять две столовые ложки с верхом сбора трав (смешивать травы в равных пропорциях), всыпать в фарфоровый или эмалированный чайник и залить двумя стаканами кипящей воды. Накрыть крышкой или полотенцем и дать настояться 30 минут. Процедить через два-три слоя марли или ситечко и пить по полстакана три раза в день за 10-15 минут до еды. Заваривать настой необходимо утром ежедневно, так как пить вчерашний настой безполезно.

Курс лечения — один-полтора месяца. Пить одни и те же травы надо месяц обязательно. Травы воистину лечат, но лечат медленно, незаметно, щадяще. Если бы человек сразу вылечился, ему это было бы, может, и не на пользу. Господь нам вот так говорит: проявите усердие, терпение.

Чтобы не было привыкания, через месяц лечения травами пять дней отдохните и потом пейте еще. Запущенную болезнь надо лечить три-пять месяцев. В термосе травы лучше не заваривать — там мертвая вода. Раньше во всей России пользовались чайниками. Пить настой можно и теплым, и холодным. А вот заваривать его необходимо ежедневно один раз утром — на весь день.

Есть ядовитые травы, они тоже служат человеку — болиголов, дурман, но их настаивают на водке и пьют каплями. Есть безвредные травы — как спорыш. Есть травы немного токсичные, такие, как чистотел, пижма, полынь горькая. Их можно настаивать только одну чайную ложку на два стакана кипятка.

Когда собирать травы?

Травы, как и люди: ночью они спят. Утром просыпаются, росой умываются и берут Божью энергию. Человек цветет от 18 до 45 лет, рожает детей, творит. Так и травы: когда они цветут, они самые сильные. Поэтому их собирают, когда они цветут. А когда они отцвели, они отдали всю силу в семена. Травы лучше собирать с молитвой в ясный солнечный день после росы до двух-трех часов дня. Сушить в тени в проветриваемом помещении, лучше всего на чердаке. Если трава высохнет на солнце, она отдаст ту Божию энергию, которую взяла.

Высушенные травы измельчать руками. Нельзя хранить траву в полиэтиленовых пакетах, она задыхается и теряет половину своих свойств. Можно хранить в бумажных пакетах, полотняных мешочках, стеклянных банках. Травы хранятся год, максимум два года.

Когда собирать листья?

Ранней весной. Сначала собирают почки: березы, осины, тополя. Как только листья распустились, надо собирать листья березы, осины, лещины до Троицы. Когда земля оттаяла и полезли крапива, одуванчик, чистотел, сныть — их надо собирать. Листья собирают до цветения. У многих трав собирают и семена.

Сборы при разных заболеваниях

Желудок (гастрит, катар, язва, плохое переваривание) при повышенной кислотности.

У того, кто нервничает, выделяется адреналин и обжигает желудок. Нужны успокаивающие травы: пустырник, чернобыльник, зюзник, буковица, мята, мелисса, календула, мать-и-мачеха, тысячелистник, сушеница, шалфей, яснотка белая, лист березы, зверобой, ромашка, подорожник ланцетный, хмель. Корни валерианы и синюхи голубой. При пониженной кислотности — те же травы, но добавить подорожник большой.

Чтобы лечить печень, сначала надо пройти УЗИ, чтобы убедиться, что в печени нет камней, иначе они от трав могут сдвинуться и пойти в протоки.

Сбор, когда нет камней: пижма, безсмертник, календула, золотарник, репешок, душица, дымянка, зверобой, крапива, волос кукурузы, лапчатка гусиная, лист мать-и-мачехи, спорыш, хвощ полевой, хмель, череда, чистотел.

Сбор, если есть камни: зверобой, кора крушины, мята перечная, семена льна, семена укропа, крапива, пижма, хмель, чистотел, спорыш. Все травы взять по одной части, а спорыш — пять частей — он удивительно дробит камни.

Корни лопуха, цикория, пырея

Сердечно-сосудистый сбор (гипертония, кардиосклероз, тахикардия и т.д.): астрагал, безсмертник, хвощ полевой, сушеница. Цветы боярышника, пустырник, чернобыльник, мята перечная или любая, мелисса, душица, донник, цветы липы, цветы арники, тысячелистник, горицвет, лист березы, корни валерьяны, омела белая.

Легочный сбор (пневмония, бронхит, катар легких, астма, туберкулез, рак):

шалфей, чабрец, багульник болотный, алтей, мать-и-мачеха, медуница, пикульник, подорожник, цветы бузины черной, фиалка трехцветная, крапива, лист березы, спорыш, почки сосны.

Корни: мыльнянка, девясил, солодка, любисток, ирис луговой.

Почки (нефрит, пиелонефрит, мочекаменная болезнь, почечная недостаточность): хвощ полевой, спорыш, лист березы, лист брусники, иван-чай, зверобой, золотарник, медуница, лист черники, подорожник, мать-и-мачеха, льнянка, грушанка круглолистная, семена укропа, тысячелистник, мята, безсмертник, корни пырея и лопуха.

Почки очищают кровь от солей. Когда они заболевают и перестают выполнять эту функцию, соли откладываются в позвоночнике, в коленях. Поэтому часто прежде надо лечить почки.

Сбор при сахарном диабете: створки зеленой фасоли (богата инсулином), клевер, лист черники, лист черной смородины, лист земляники, лист березы, лист брусники, галега лекарственная, мята, крапива, донник лекарственный, спорыш, календула, хвощ полевой, зверобой, подорожник.

Корни: лопуха, цикория, одуванчика, пиона, девясила, солодки голой.

При гипертонии: лист березы, донник, солодка, душица, мать-и-мачеха, подорожник, хвощ, укроп, плоды аниса, мелисса, пустырник, боярышник, безсмертник, сушеница.

Женские болезни: ромашка, подорожник, тысячелистник, календула, мята, чистотел, буковица, зверобой, крапива, пастушья сумка, ярутка полевая, спорыш, манжетка, клевер, лапчатка, иван-чай, лист березы.

Читайте также:  Болит вся левая нога от бедра до стопы лечение народными средствами

Сбор для лечения разных видов рака: крапива, календула, пижма, зверобой, безсмертник, чистотел, хвощ полевой, спорыш, лист черники, лист березы, вероника, вьюнок полевой (все растение), герань лесная, донник, душица, клевер (цветы и листья), манжетка, мята перечная, подорожник, просвирник, сушеница, татарник, шалфей.

Корни пырея, лопуха и одуванчика

Сбор при раке груди: чистотел, календула, ярутка полевая, яснотка белая, цвет каштана, будра полевая, пижма, крапива, зверобой, душица, клевер, подорожник, пырей. В пищу употреблять свеклу, морковь, хрен.

Советы вам дала травница Е. Ф. Зайцева

Народные средства от всех болезней

• Кто постоянно принимает в пищу траву тмина, с тем никогда не случится инсульт.

• Отвращение к курению может вызвать выкуренная сигарета, смоченная в молоке (высушенная).

• От герпеса помогает крем после бритья с витамином Р.

• При заусеницах на руках нужно подержать руки в отваре свежей трески.

• Обыкновенная морковь улучшает зрение и чрезвычайно полезна для волос.

• Творог смягчает губы.

• 150 г земляных орехов на завтрак или кусочек рыбы избавят от прыщей.

• Овечий сыр «отремонтирует» ногти.

• Бананы -лекарство от сухости кожи на руках,.

• Для омоложения всего организма нужно взять фенхель, измельчить и добавить столько же меда. Размешать и принимать ¼ ч. ложки по утрам, примерно месяц. Очень полезно весной.

• Чай из цветков ромашки, настоянный в течение 10-15 минут и выпитый со сливками и сахаром на ночь, вызывает крепкий спокойный сон.

• Свежая малина хорошо снимает опьянение.

• Резь и колики у младенцев излечиваются легким массажем живота теплой водкой.

• На другой день после праздничного застолья помогает луковый суп.

• Кто постоянно употребляет в пищу траву тмина, его семена, с тем никогда не случится инсульт.

• Употребляя в большом количестве ягоды земляники, можно полностью излечиться от подагры.

• При подагре полезно пить ежедневно имбирный чай.

• При малокровии употреблять в пищу слегка обжаренные ядра ореха-фундука.

• Выпадению волос способствует их расчесывание сразу после мытья головы.

• Густой отвар плодов груши используют для примочек при головной боли.

• Густой отвар плодов кизила используют для примочек при головной боли.

• При головной боли медленно расчесывать волосы 7-10 минут деревянной расческой.

• При височной головной боли натереть виски кашицей чеснока.

• Стакан томатного сока и столовую ложку меда пить по 1/3 стакана 3 раза в день до еды при анемии, для лечения и профилактики атеросклероза

Источник

В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники. Знания, основанные на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в виде кого крестьяне представляли лихорадку и как ее лечили, как врачевали душевные болезни и что нужно было делать, чтоб изгнать эпидемию из села.

Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники

Православное лечение народными средствами

Михаил Нестеров. За приворотным зельем. 1888. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов

О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.

Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.

В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

Православное лечение народными средствами

Василий Максимов. Больной муж. 1881. Третьяковская галерея

Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.

Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.

Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга ­­— эти болезни появлялись от недостатка витаминов.

В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.

Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке

Православное лечение народными средствами

В.Г. Шварц. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1864. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Читайте также:  Острый аденоидит у детей симптомы и лечение народными средствами

Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.

Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.

Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.

Как Сатана и Бог болезни выпускали

Православное лечение народными средствами

Яков Федорович Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды. Конец 1830-х — начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.

В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.

В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.

По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.

Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.

Добрая аптека убавит века

Православное лечение народными средствами

Фирс Сергеевич Журавлев. Знахарка. Калужский областной художественный музей

В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.

Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Суть опахивания заключается в проведении магической черты, за которую не должна распространятся и переступать эпидемическая болезнь. Эта черта проводится сохой, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы. Иногда таким образом в начале эпидемии изолируются отдельные дома, где уже появилась болезнь, или же очерчивается целое селение, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень.

Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.

Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.

Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.

Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.

Источник