Народные средства лечения гиперактивности детей

Лечить гиперактивных детей необходимо с раннего возраста. Если оставить патологию без внимания, у ребенка могут возникнуть проблемы с социализацией. В его взрослую жизнь войдет множество негативных проявлений, которые не позволят ему стать успешным человеком. Когда развивается гиперактивность у детей, лечение проводят комплексно. Для коррекции применяют психотерапию, лекарственные и народные средства.
Что такое гиперактивность
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) возбудимы сверх меры, чрезвычайно подвижны. Им сложно сосредоточиться на долгое время. Они испытывают трудности при управлении собственным поведением. СДВГ – следствие патологических изменений в организме ребенка, неправильного воспитания, нескорректированного поведения, нарушенной социальной адаптации.
Различают три разновидности синдрома:
- без признаков гиперактивности;
- без симптомов дефицита внимания;
- с дефицитом внимания (самый распространенный вид заболевания).
Причины
Гиперактивность развивается под влиянием следующих причин:
- Тяжелые роды (преждевременно отслоившаяся плацента, гипоксия новорожденного, стремительно прошедшие или слишком затянувшиеся роды).
- Выбор методов воспитания в семье: гиперопека, множество ограничений, неоправданная строгость, пренебрежение, бесконтрольность.
- Патологии органов чувств, эндокринные заболевания, вегетососудистая дистония.
- Наследственность.
- Стресс – конфликтная атмосфера дома, в детском саду, школе, в уличных компаниях.
- Расстройство сна.
Симптоматика
Далеко не каждый шалун – гиперактивный ребенок. Если подвижный малыш способен увлечься игрой на 10 минут и больше, СДВГ у него отсутствует.
Общие симптомы заболевания:
- Малыш занимается одним делом менее 10 минут. Он моментально переключается с одной игры на другую.
- Ребенку сложно сидеть на одном месте, он испытывает потребность в постоянном движении.
- Малыш часто проявляет агрессивность.
- У него нарушен сон и расстроен аппетит.
- Ребенка удручают перемены, у него возникает неадекватная реакция на них. Он выражает протест, который проявляется сильным плачем или уходом в себя.
Еще один характерный симптом гиперактивности – задержка речи.
Подобные признаки проявляются у детей дошкольного возраста, до трех лет их считают нормой. Когда симптомы не исчезают после трехлетнего возраста, малыша надо показать врачу. На ранних этапах болезнь легче вылечить.
Нельзя пускать проблему на самотек и надеяться, что к семи годам она исчезнет самопроизвольно. У детей школьного возраста СДВГ с трудом поддается лечению. К этому возрасту болезнь приобретает запущенную форму, выливается в серьезные осложнения.
Диагностические симптомы
Психологи ставят диагноз СДВГ, увидев следующие признаки:
- невозможность сидеть смирно (малыш елозит, двигает ногами, руками, извивается);
- нетерпеливость, отсутствие желания ждать своей очереди;
- постоянное переключение с одного дела на другое;
- чрезмерная болтливость;
- отсутствие инстинкта самосохранения: совершает необдуманные поступки, иногда угрожающие жизни;
- на вопросы малыш дает ответы невпопад, не вслушивается в то, о чем его спрашивают;
- ребенок с трудом выполняет задания, даже если знает, как их делать;
- внимание малыша рассеяно, он не способен концентрироваться на игре, порученном деле, уроке.
- ребенок чрезмерно активный, он предпочитает подвижные игры спокойным занятиям;
- требует постоянного внимания, пристает к сверстникам и взрослым;
- отстранен, когда с ним беседуют, играют, делают совместно задания;
- рассеян: теряет вещи, не помнит, куда их положил.
Гиперактивным детям свойственно затевать драки, глумиться над животными и сверстниками, совершать попытки суицида. Если перед ними стоит взрослый, они не признают его авторитета, грубят, насмехаются. Из-за неадекватного поведения их считают «трудными детьми».
Поведенческие признаки сопровождаются психоневрологическими симптомами. Ребенок страдает от депрессивных состояний, головных болей, головокружений, нервных тиков (подергивания головы, плеч, тремора), панических атак (страха, тревожности), недержания мочи.
Терапевтическое лечение
При диагностировании СДВГ проводят комплексную терапию, которая заключается в коррекции поведения, социальной адаптации и лекарственном лечении.
Социализация
Лечение гиперактивного ребенка начинается с психологической коррекции:
- его обучают по отдельному плану;
- с ним работают психологи, дефектологи;
- контролируют режим дня (соразмеряют время полезной деятельности, отдыха и сна);
- развивают физическую активность (занятия в кружках и спортивных секциях идут на пользу активным детям, помогают им адаптироваться в обществе);
- дошкольный и школьный возраст – период, когда необходимо усиленно корректировать поведение детей, мягко указывать им на недостатки, задавать правильный вектор действиям и поступкам.
Такие дети испытывают дефицит внимания. Их необходимо вовлекать в полезные дела, давать деликатные оценки поступкам, поднимать им самооценку, менять виды деятельности, заниматься с ними в игровой форме.
Правильное воспитание – важная составляющая в коррекции гиперактивных детей. Родителям необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, поддерживать его в добрых делах, смягчать неадекватное поведение. Поощрение и похвала помогают детям самоутвердиться, поднять свою значимость для окружающих.
Ребенку надо разъяснять правила поведения в общественных местах, семье, на детской площадке. Нельзя отказывать ребенку в чем-либо без объяснения. Надо озвучивать причину запрета, предлагать альтернативу. За хорошее поведение ребенка следует вознаграждать: разрешить посмотреть любимые передачи, посидеть за компьютером, дать лакомство, устроить совместный поход или поездку.
Самое лучшее лечение гиперактивности с дефицитом внимания – психологическая коррекция без использования лекарственных препаратов. Но она возможна на ранних стадиях, когда возраст малыша не больше восьми лет.
Когда наступает школьный возраст, к первичным симптомам присоединяются вторичные. Социогенные проявления – серьезный недостаток в развитии детей. Он формируется на фоне конфликтов с ближним окружением, плохой успеваемости. Отягченную гиперактивность лечить без лекарств сложно.
Медикаментозная терапия
Если у ребенка случаются приступы агрессии, он становится опасным для окружающих и самого себя, используют методы психотерапии и лекарства. Скорректировать неадекватное поведение помогают аутогенные тренировки, сеансы психотерапии, которые проходят индивидуально, в группе, совместно с семьей.
Лечение проводят, используя следующие препараты:
- Медикаментозные средства, улучшающие мозговое кровообращение: Пирацетам, Фенибут, Энцефабол.
- Антидепрессанты – лекарства, улучшающие настроение, подавляющие депрессии и склонность к суициду, снимающие усталость.
- Глицин – препарат, налаживающий работу головного мозга.
- Поливитамины. Цинк, магний, кальций и витамины группы B необходимы для правильной работы нервной системы. Их уровень в организме гиперактивных детей часто понижен. Для восполнения этих веществ ребенку выписывают необходимый витаминно-минеральный комплекс.
Рецепты народной медицины
Ребенка лечат, используя одновременно народные средства и медикаменты. Применяют их по назначению врача.
Травы
Растительные экстракты успокаивают, улучшают сон, память и внимание, снимают тревожность.
Средства из трав готовят по таким рецептам:
- Успокоительное лекарство из дягиля. Кипятят 500 мл воды, опускают в жидкость 10 г корешков. Настаивают 6 часов, фильтруют. Поят малыша экстрактом трижды в день. Разовая доза – столовая ложка.
- Настой шишек хмеля успокаивает и налаживает пищеварение. В 300 мл кипятка кладут 2 столовые ложки травы, дают закипеть, убирают с огня. Спустя 30 минут фильтруют. Дают по 10 мл три раза в день.
- Микстура из зверобоя нормализует сон, благотворно влияет на внимание и память. В 250 мл кипятка кладут столовую ложку травы, томят 15 минут. После остывания фильтруют. Поят ребенка два раза в день, давая по 2 столовые ложки.
- Лечить детей помогает лаванда. Экстракт из нее успокаивает, снимает психоневрологические признаки: головные боли, головокружения. В 300 мл кипятка высыпают 10 г травы. Фильтруют через 30 минут. Настой дают утром после сна и на ночь. Рекомендованная разовая доза – столовая ложка.
- Сбор из плодов шиповника, мелиссы, ромашки, тысячелистника, мяты перечной, валерианы, зверобоя, дягиля и хмеля – эффективный народный способ лечения гиперактивных детей. Растения смешивают в равных количествах. Кипятят 300 мл воды, кладут в нее 20 г сбора. Через 30 минут фильтруют. Поят ребенка два раза в сутки, давая по столовой ложке средства.
- Сбор из мяты, мелиссы, лаванды, зверобоя, взятых по 10 г, и 30 г валерианы. В термос наливают 500 мл кипятка, кладут 30 г сбора. Фильтруют через пять часов. Пьют средство утром и на ночь. Разовая доза – полстакана.
Травяные ванны
Хорошо успокаивают, снимают нервное напряжение и усталость ванны с растительными экстрактами. Их используют для лечения гиперактивности в детском возрасте.
Готовят ванны следующим образом:
- Берут по 20 г ивовой коры и ягод можжевельника, 50 г корней аира. В кастрюлю наливают 3 л воды, высыпают траву, доводят до кипения, томят 15 минут. После остывания фильтруют, выливают в ванну.
- Хвойный экстракт для успокаивающей ванны. Кипятят 3 л воды, кладут в нее 50 г хвои. Спустя 20 минут фильтруют, выливают в ванну.
- Когда малыш плохо спит, помогают душица, мята, календула. В 3 л закипевшей воды кладут по 50 г соцветий. Фильтруют после остывания, выливают в ванну.
- Солевые ванны. В воду кладут 3 столовые ложки морской соли без химических добавок. Разрешено использовать соль с аромамаслами. Успокаивающее действие оказывает соль с лавандой и мятой. После купания ребенка ополаскивают чистой водичкой.
Ванны делают на ночь – это важная особенность принятия водных процедур. Они помогают расслабиться, быстро заснуть. Продолжительность купания 10-20 минут. Делают ванны через день на протяжении четырех недель. Их можно чередовать.
Гиперактивные дети – особенные, но это не значит, что они хуже остальных. Они нуждаются в повышенном внимании. Их надо принимать такими, как они есть, любить. Только лояльное отношение помогает справиться с проблемой: расшалились – мягко пожурите, добились результата – похвалите. Дети, чувствующие, что их понимают, быстрее справляются с недостатками.
Похожие статьи
Источник
Гиперактивность у детей является довольно распространенным явлением, которое характеризуется следующими проявлениями: невнимательностью, неусидчивостью, пониженной самооценкой, частыми депрессиями, проблемами со здоровьем. Важно понимать, что это серьезный недуг, который требует незамедлительного лечения.
Родителям стоит быть максимально внимательными к своему чаду. При игнорировании проблемы вы рискуете появлением осложнений. Гиперактивным деткам нужно вдвое больше внимания. Недополучая любви, понимания и ласки со стороны самых близких малышу людей, он может стать нервным, тревожным.
Терапия гиперактивности народными средствами
Заниженная самооценка — это не самое страшное, к чему может привести невнимательность родителей. Подросток может найти спасение в алкоголе, связаться с плохой компанией, и начать вести асоциальный образ жизни. Чтобы предотвратить все вышеперечисленное, вам нужно попросту выполнять свой родительский долг – уделять чаду достаточно внимания.
Ребенок может стать гиперактивным вследствие самых разных причин. Это может быть неправильное питание, стресс, недостаточное внимание со стороны взрослых. Проявляться данная патология может также по-разному: болезненные ощущения в животе, отсутствие аппетита, боли в голове, бессонница – все это проявления гиперактивности.
Вылечить подобное расстройство можно. И вместе с медикаментозными препаратами, назначенными доктором рекомендуют использовать народные средства.
Действенные народные рецепты
Приготовление успокоительного отвара. Заварите 10 грамм подсушенных измельченных корневищ дягиля вскипяченной водой – половиной литра. Настаивать в теплом помещении на протяжении шести часов. Давайте по ложечке препарата три раза на протяжении суток.
Применение шишек хмеля. Вещества, содержащиеся в шишках хмеля, наделяют его массой целительных свойств. Шишки не только обладают успокоительным воздействием. Помимо этого, средства на основе сырья способствуют нормализации функционирования пищеварительной системы. Залейте несколько столовых ложек сырья 300 мл кипяченой воды.
Поставьте тару на печь, доведите до кипения. После закипания состава отставьте его на полчаса в сухое затемненное помещение. Давайте по 10 мл снадобья не более трех раз на протяжении суток.
Отвар зверобоя для терапии гиперактивности способствует нормализации сна, улучшению концентрации внимания и памяти. Возьмите подсушенную траву растения, измельчите и заварите 15 грамм сырья вскипяченной водой. Томите состав на тихом огне в течение четверти часа. Охладите. Дозировка — по две ложечки препарата дважды в сутки.
Лаванда поможет в излечении. Цветки растения помогут не только в лечении чрезмерной активности, но и устранении психосоматических симптомов (тошноты, рвоты, болей в голове). Заварите 10 грамм сырья в прокипяченной воде – 300 мл. Уберите на полчаса в сухое место. Принимать рекомендуется по 15 мл лекарства дважды на день: сразу после пробуждения и перед тем, как лечь спать.
Смешайте в равных пропорциях плоды шиповника с листками мелиссы, цветками ромашки, травой тысячелистника, листками мяты перечной, корневищем валерианы, зверобоем, корневищем дягиля и шишками хмеля. Все ингредиенты должны быть предварительно подсушены и измельчены. Заварите 20 грамм смеси прокипяченной водой – 300 мл. Отставьте на полчаса. Давайте по 20 мл лекарства дважды на день.
Приготовление настоя, обладающего успокоительным воздействием. Соедините 10 граммов высушенных листков мяты с таким же количеством сухой травы зверобоя, цветков лаванды, травой мелиссы, 30 граммами корневища валерианы. Измельчите все ингредиенты и тщательно перемешайте. Заварите примерно 30 грамм смеси кипящей водой – полулитром. Настаивайте в затемненном сухом помещении в течение пяти часов, желательно в термосе. Употреблять нужно по 100 мл напитка два раза в течение суток: с утра и перед сном.
Применение ванн
Целебные ванны способствуют расслаблению нервной системы. Смешайте грамм 50 сухих мелко нарезанных корневищ аира с 20 граммами плодов можжевельника и таким же количеством коры ивы. Засыпьте сырье во вместительную эмалированную кастрюлю, залейте водой, приблизительно тремя литрами. Вскипятите состав, после чего приубавьте огонь и протомите еще четверть часа. Дайте немного настояться, а затем вылейте в ванну, наполненную горячей водой. Продолжительность процедуры – 20 минут. Водные процедуры проводите через день в течение полутора месяцев.
Для взрослых в подобных ситуациях полезно применять эти рецепты.
Несколько рекомендаций родителям
- Важно понимать, что данная проблема не только медицинская, но еще и психологическая. И без вашей помощи тут не обойтись.
- Гиперактивный малыш нуждается в вашем внимании и понимании. Если он недополучает внимания от вас, он переживает это вдвое сложнее, нежели его сверстники.
- Помогите ему найти товарищей, поладить с ними, добиться успехов в школе. Дайте ему понять, что вы любите его, чаще хвалите.
- Таким деткам нужен четкий распорядок дня, они всегда должны быть чем-то заняты. Составьте режим дня и придерживайтесь его.
- Важно также сократить количество стимулов и дисциплинировать.
- Гиперактивные дети легко отвлекаются. Вам же нужно сделать так, чтобы он был полностью вовлечен в одно занятие. Выполняя домашнюю работу, он не должен отвлекаться на что-то другое. Не разрешайте ему, к примеру, смотреть телевизор и читать одновременно.
- Ваша речь должна быть четкой и понятной. Не говорите двусмысленно и не порицайте свое чадо. Вместо: «Опять у тебя бардак в комнате» скажите «Сложи игрушки». Проследите за тем, чтобы ребенок сделал то, о чем вы его просили.
- Займите чем-нибудь. Детки начинают вести себя гиперактивно, когда на них никто не обращает внимания. Таким образом они пытаются напомнить о себе.
- Чаще гуляйте с малышом. Идеальное решение проблемы – записать ребенка, к примеру, на бокс, если это мальчик и на танцы, если у вас девочка.
- Школьнику организуйте рабочее место. Только тут важен минимализм. На столе, в ящиках должно быть только самое необходимое, опять-таки, чтобы малыш не отвлекался.
В любой ситуации будьте терпеливы. Поверьте, криками вы точно ничего не добьетесь. Если малыш справился с поставленной задачей, не забудьте его похвалить, если провинился — пожурите немного.
Всегда помните, что ваш ребенок ничуть ни хуже других, он просто особенный, и нуждается в вашем внимании, понимании и любви. Чем лояльнее вы будете по отношению к своему малышу, тем быстрее вы добьетесь положительных результатов.
Загрузка…
Источник
Синдром гиперактивности (СДВГ) признается в настоящий момент одним из наиболее распространенных вариантов нарушения поведения. Как правило, диагностируется в первые годы жизни, когда и проводится лечение гиперактивности. Многие уверены, что после выхода из подросткового возраста это заболевание не встречается. В реальности с гиперактивностью сталкиваются взрослые люди.
Медицинские исследования показывают, что СДВГ даже при проведении лечения в ранние годы сохраняется у 65% лиц, у которых эта болезнь была диагностирована. В некоторых случаях психиатры и психологи диагностируют гиперактивность у пациента во взрослом возрасте впервые. Часто это связано с ошибкой в установке диагноза ранее. Их часто ошибочно приписывают проявлениями депрессивных расстройств или синдрома страха. Для успешного снятия симптомов лечение гиперактивности рекомендуется проводить в самом раннем возрасте.
Что делать если у ребенка гиперактивность
СДВГ чаще всего диагностируется в детском возрасте. Чаще всего к специалистам обращаются родители непоседливого крохи или педагогический персонал детских образовательных учреждений. Ребенок прекрасно понимает окружающих. Он слышит и исполняет просьбы взрослых, но слишком импульсивен для точного исполнения полученных инструкций.
Взрослые часто пытаются все шалости ребенка обосновать этим диагнозом. В реальности он подтверждается не более, чем у 3-5% крох. Большая часть из них мальчики. Отличается течение болезни:
- мальчики проявляют склонность к агрессии, отличаются гипертрофированным непослушанием;
- девочки страдают невнимательностью, способной привести к появлению проблем с обучением.
У трети детей СДВГ в переходном возрасте проходит самостоятельно, без использования специализированных медицинских практик и препаратов.
Родители придерживаются двух полярных точек зрения на лечение СДВГ. Примерно половина считает возможность присутствия такой патологии надуманной и отказываются от терапии, считая, что нарушение пройдет само с возрастом. Многие родители наоборот преувеличивают опасность этой болезни для развития ребенка. Гиперактивность требует обязательного контроля медиками и соответствующей корректировки, в большинстве случаев патология успешно вылечивается. Родителям требуется:
- пройти комплексное обследование для точной установки диагноза;
- исполнять рекомендации специалиста по созданию для ребенка максимально комфортных условий, тщательно следить за состоянием малыша;
- исполнять все требования, проходить все необходимые процедуры;
- посетить консультацию у семейного психолога.
Ребенок с СДВГ отличается повышенным уровнем эмоциональности. Его требуется часто хвалить, повышая самооценку и уверенность в себе. В играх рекомендуется исключить соревновательные моменты, которые могут приводить к негативному воздействию на психику. Требуется обязательно ставить малышу рамки поведения. Например, давать простые и исполнимые поручения (вынести мусор, вымыть после себя чашку и другие мелкие задания). Малыш должен расти в режиме максимального благоприятствования, но четком понимать рамки поведения, чтобы не сделаться избыточно избалованным.
Проводить диагностику желательно в специализированном медицинском центре. Только в такой ситуации можно подтвердить неврологическое нарушение, исключив простую повышенную активность или плохое воспитание. Предварительная оценка состояния может проводиться в районной поликлинике.
Лечение гиперактивности у детей
В медицинской практике используется несколько вариантов лечения гиперактивности у детей. В первую очередь проводится тщательное обследование маленького пациента. Одной из ведущих целей становится исключение потенциальной патологии.
Далее специалисты предпочитают назначать немедикаментозные курсы. В работе применяются психолого-педагогические и психологические методики. Важным условием становится участие в процессе лечения всей семьи. Для этого используются специализированные семейные практики. Это позволит наладить контакт с ребенком, страдающим гиперактивностью и разработать программу лечения.
В острых ситуациях и при отсутствии эффекта в лечении с использованием психологических занятий и тренингов проводится выбор лекарственных средств:
- назначаются депрессанты, Амитриптилин, Метилфенидат;
- повышению уровня концентрации внимания способствует Фокалин, Виванс, Метилин;
- глицин способствует улучшению работы мозга;
- ноотрропных перпаратов Фенибут, Пантогам и других.
Все указанные лекарственные средства в лечении ребенка одновременно используются в исключительных случаях. Индивидуальная программа терапии разрабатывается для каждого маленького пациента.
Синдром гиперактивности у детей
Предположить наличие такого диагноза у ребенка можно уже в самом раннем возрасте. Уже в первые месяцы ребенок плохо спит. У него избыточно бурная реакция на шум, яркий свет. Он бурно реагирует на гигиенические процедуры и слишком перевозбуждается во время самых простых игр. Отмечается незначительное отставание от нормы психомоторных навыков.
Определить наличие болезни можно в возрасте трех лет. Психологи отмечают этот возраст как первый переломный. Капризными и требовательными становятся все малыши. У детей с гиперактивностью отмечается задержка развития речи, движения отличаются суетливостью и хаотичностью.
Синдром сопровождается физиологическими нарушениями. У крохи часто возникают головные боли, отмечается повышенная усталость, диагностируется энурез и нервные тики.
В дошкольные годы малыши с синдром медленнее сверстников усваивают новый материал, что объясняется недостаточной способностью к концентрации внимания. Такое положение сохраняется и после поступления в школу. Отставание в усвоении знаний вызвано не низкими умственными задатками, а отсутствием возможность сконцентрировать внимание и полноценно запомнить весь новый материал.
Возникающие проблемы провоцируют у ребенка повышенную обидчивость и агрессивность. Он становится тревожным и плаксивым, развиваются фобии. По мере взросления у ребенка с СДВГ снижается самооценка, возникают комплексы. При отсутствии терапии они могут сохраниться на всю жизнь.
Диагностика гиперактивности
Малыши, у которых предполагается СДВГ, находятся под постоянным контролем лечащего педиатра. При этом неврологический диагноз не устанавливается ранее 5-7 лет. Это вызвано особенностью развития дошкольников. Детские психологи стараются проводить диагностирование только после завершения переходных возрастных кризисов 3 и 7 лет.
Диагностика проводится детским психологом совместно с неврологом и педиатром. Консультация нескольких специалистов позволяет исключить другие диагнозы, приводящие к повышенной активности и возбудимости. Также во время диагностики врачи успокаивают родителей, что повышенная возбудимость их малыша, его непоседливость, является только проявлением характера.
Контроль состояния малыша проводится с первых недель жизни. В случае подозрения наличия гиперактивности, врач проводит тщательный анализ поведения ребенка в повседневной жизни.
Диагностика включает три этапа:
- беседу детского психолога с родителями малыша;
- проведение исследований;
- получение консультации у лечащего малыша педиатра.
Для подтверждения диагноза в условиях стационара проводится ЭЭГ, РЭГ, М-Эхо, МРТ. Перед проведением исследований ребенка рекомендуется занять интересной игрой. Можно давать легкое успокоительное.
Симптомы гиперактивности
Медики рекомендуют проводить исследования для подтверждения диагноза в возрасте 5-12 лет. Ребенок уже прошел первые переходные периоды и его характер сформировался. Но первые признаки этого неврологического заболевания проявляются существенно раньше. Родителям рекомендуется обращаться внимание:
- малыш начинает держать головку, ползать, ходить, сидеть раньше сверстников;
- спит меньше нормы и плохо засыпает;
- отличаются высокой чувствительностью в резким звукам, яркому свету и другими неожиданным факторам.
Малышей с СДВГ часто беспокоят вегетативные нарушения. Могут быть частые расстройства желудка, поносы. Часто возникают аллергические реакции.
В числе неврологических симптомов основным становится нарушение концентрации внимания. Кроха с трудом готов концентрироваться на одном занятии или предмете. Он избегает цикличных дел. Стать внимательным малыш способен только во время занятий один на один с педагогом. Движения отличаются хаотичностью. Мимика малыша отличается выразительностью. Он быстро говорит, часто проглатывая слова и перескакивая с одной темы на другую. Кроха импульсивен и при выборе направления действий руководствуется только своими желаниями. Показательным симптомов становится частая смена настроения, склонность к риску.
Все проявления связаны с уязвимостью нервной системы ребенка с СДВГ, которой сложно перерабатывать большой объем поступающей из внешнего мира информации.
Дополнительными симптомами становится:
- нарушение общения со сверстниками;
- возникновение проблем в обучении при нормальном уровне интеллекта;
- отставание в эмоциональном развитии;
- формирующаяся в раннем возрасте заниженная самооценка.
Гиперактивность имеет и положительные стороны. Дети отличаются активностью, они подвижны и деятельны. Прекрасно «считывают» настроение собеседника и ради людей
Причины гиперактивности
В числе причины возникновения нарушения:
- неблагоприятный ход течения беременности матери, в том числе курение и прием алкоголя в период вынашивания ребенка;
- неврологические нарушения в период внутриутробного развития, например, гипоксия плода, асфиксия по время рождения, преждевременное рождение;
- влияние семейной атмосферы на развитие ребенка в первые месяцы жизни, частые скандалы родителей, недостаточное питание и другие неблагоприятные факторы.
Вероятность возникновения гипервозбудимости вырастает по мере увеличения числа перечисленных факторов, которые проявляются совместно.
Диагноз «гиперактивность»
Такой диагноз может быть поставлен только специалистом после проведения ряда исследований. В последние годы это неврологическое нарушение выделено в отдельную патологию. Диагноз принят официально в международной медицинской практике.
Подтверждение диагноза говорит о наличии хронического неврологического нарушения. Без проведения необходимого лечения оно может сохраниться на всю жизнь. Без терапии болезнь развивается в трех направлениях:
- ребенок перестает верить в себя, замыкается;
- у него могут случиться серьезные нарушения психики, он начнет жить в выдуманном мире;
- справится с патологией самостоятельно, но с большими сложностями.
Скорректировать ход патологии и сделать прогноз благоприятным поможет своевременно начатая терапия.
Коррекция гиперактивности
Родителям важно контролировать с первых дней жизни малыша его развитие. Особенно в случае присутствия негативных факторов, сопровождавших вынашивание ребенка и его появление на свет.
Исключить СДВГ поможет бережное отношение к малышу в семье. В доме должна быть спокойная и благоприятная обстановка. Родителям не рекомендуется повышать на кроху голос, относиться к нему избыточно требовательно.
Важно с самых ранних лет формировать у малыша адекватную самооценку, хваля за мелкие успешно выполненные действия и спокойно обращая внимание на возможные совершенные ошибки. Они неизбежны, но на них не стоит избыточно акцентировать внимание, вызывая у малыша чувство вины. Ребенку важна поддержка старших во всех начинаниях. У него должен быть спокойный режим дня с соблюдением требований обязательного присутствия ежедневных прогулок с активными играми, помощь в контроле над гиперактивностью помогает формирование привычек в области правильного питания.
Такое бережное отношения требуется в отношении любого малыша, но исполнение таких коррекционных правил обязательно в семьях с гиперактивным крохой. Родителям важно регулярно обращаться к врачу для поведения диагностики. В случае наступления острых состояний, врач назначает комплекс корректирующих лекарственных средств. Назначать любые медицинские препараты могут только специалисты. Самостоятельная терапия в выборе курса лечения запрещена.
Гиперактивность у взрослых
Долгое время СДВГ считалось заболеванием, встречающимся только у маленьких пациентов и проходящим по мере взросления к подростковому возрасту. Проведение исследований в последние годы подтвердили, что гиперактивность может встречаться в любом возрасте. Как правило, постановка диагноза взрослым связана с ошибкой в определении причин гиперактивного поведения в ранние годы. Это вызвало ошибки в проведении лечения. Иногда болезнь просто не диагностировалась.
У взрослых пациентов отмечаются симптомы, аналогичные проявлениям болезни в детском возрасте. За счет адаптации большая часть взрослых пациентов отличается повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Это приводит к появлению симптомов:
- возникновение трудностей при работе по инструкциям;
- больные не в состоянии сохранять внимание при выполнении однообразных и утомительных действий;
- имеют слабые организационные способности;
- выполнят одновременно несколько процессов, не завершая действия;
- отличаются забывчивостью при выполнении повседневных обязанностей, могут забывать предметы и цели;
- не в состоянии контролировать громкость голоса, сохранять терпение, например, при стоянии в очереди;
- прерывание высказываний собеседников;
- стремительность и изменчивость поведения;
- повышенная раздражительность.
Специалисты отмечают и другие факторы. Позитивной особенностью СДВГ у взрослых пациентов становится высокая работоспособность. Они часто успешно строят карьеру, достигая значительных карьерных высот. К минусам относится возникновение проблем в межличностном общении, часто мешающих сохранению высокого качества жизни. В том числе разрушающие межличностные связи при низкой адаптации. Лечение гиперактивности может начинаться в любом возрасте. Пациентам назначают корректирующие лекарственные препараты, проводят индивидуальные и коллективные психологические тренинги.
Гиперактивность у школьников
В школьные годы СДВГ становится причиной возникновения проблем с освоением образовательной программы. Низкий уровень умения сохранять внимание во время уроков, отсутствие готовности концентрироваться во время выполнения домашних заданий становится причиной значительного снижения успеваемости. Отсутствие контроля со стороны медиков приводит к повышенной тревожности.
Школьники, страдающие гиперактивностью, попадают в разряд неуспешных учеников, несмотря на идеальное состояние интеллектуальных способностей. Ребенок становится нервным и вспыльчивым. У него снижается самооценка.
Проявление гиперактивности
Для людей с этим неврологическим нарушением свойственно:
- неспособность концентрировать внимание на выполнении однообразных рутинных действий;
- больной СДВГ не в состоянии концентрировать внимание при поддержании разговора;
- он бывает раздражительным и капризным, склонным к перепадам настроения;
- таким людям свойственная импульсивность и склонность к риску.
Проведение диагностики необходимо для выявления патологии. Часто указанные симптомы могут сопровождать определенную эксцентричность человека, у которого нет неврологических патологий. Также они сопровождают некоторые сложные психиатрические нарушения.
Проведение обследования рекомендовано для точной установки диагноза. Это позволит разработать действенный вариант комплексной терапии, оказывающей полноценную и квалифицированную помощь. Лечение гиперактивности проводится в амбулаторных условиях. В большинстве случаев проводится психологическая терапия, без использования медикаментов или применения лекарств в минимальных дозировках.
Гиперактивность у детей дошкольного возраста
СДВГ у детей, которые еще не достигли школьного возраста, отличается определенными особенностями. Гиперактивность у пациентов отмечается с самого раннего возраста, что говорит о фактически врожденной предрасположенности к потенциальным нарушениям. При этом медики не рекомендуют ставить диагноз, подтверждающие неврологическое нарушение, ранее возраста в 5-12 лет.
Это связано с особенностями формирования психики маленького ребенка. Многие дети отличаются повышенной эмоциональностью, что не говорит