Лечение народными средствами как называется

Препараты традиционной медицины на рынке в Антананариву, Мадагаскар
Рисунок из трактата Псевдо-Апулея «Herbarium», XIII век
Иллюстрация из японской книги о корейской народной медицине
Наро́дная медици́на (называемая также целительством и врачеванием) — комплекс накопленных народом эмпирических знаний, используемых для диагностики и лечения болезней и передаваемые из поколения в поколение[1]. Часть методов народной медицины, для которых доказывается эффективность и безопасность, могут перениматься современной медициной[2]. Но также народная медицина может включать элементы магии, эзотерики и «альтернативные», часто неэффективные, или даже опасные методы лечения[3][4].
Помимо термина «народная медицина» в том же значении иногда встречается «традиционная медицина». Термин «традиционная медицина» по определению Всемирной организации здравоохранения относится к таким направлениям как: китайская медицина, индийская аюрведа, арабская медицина унани и другие формы медицины коренных народов. В странах где «традиционная медицина» не включена в национальную систему здравоохранения, она часто называется «дополнительной медициной», «альтернативной медициной» или «нетрадиционной медициной»[5].
История[править | править код]
До конца XVIII века народная медицина не отделялась от общепринятой медицины, что ярко показывает книга базельского врача Теодора Цвингера «Sicherer und geschwinder Arzt, oder vollständiges Arznenbuch» (1684). Она базировалась в основном на постулатах Гиппократа и других древних врачей о «соотношении соков организма».
Термин «народная медицина» появился во врачебных трудах немецких учёных в первой половине XIX века и описывал тогда весь образ действий населения по отношению к своему здоровью, куда включалось, таким образом, не только знахарство, основанное на магии и натуропатии, но также гигиена и использование населением медицины, в том числе традиционной врачебной медицины. Таким образом, этот термин включал в себя едва обозримое многообразие преобладающих в народе представлений о болезнях и способах их лечения. Врачи в этот период, тем не менее, не отказывались от того, чтобы разоблачать медицинские представления населения. То же самое делал Иеремия Готхельф в своём романе «Anne Bäbi Jowäger haushaltet und wie es ihm mit dem Dokteren geht» (1843—1844).
В конце XIX века в странах, развивавших научный, доказательный подход к медицинским методам, взяло верх понимание термина, широко распространившееся к концу XX века — под «народной медициной» стало пониматься главным образом иррациональное, основанное на традиции знахарство в противовес классической врачебной медицине. Понятия «народная медицина» и «медицинские суеверия» часто стали использоваться как синонимичные.
Сведения, накопленные народной медициной, отражены в произведениях крупнейших врачей Древнего мира — Сушруты, Гиппократа и Галена, А.Цельса, а в последующем — в трудах Ибн Сины. Особенности народной медицины народов России изучали участники научных экспедиций в конце XVIII века П. С. Паллас, В. Ф. Зуев, И. Гмелин , С. П. Крашенинников, И. И. Лепёхин и другие. В XIX веке основатели российской клинической медицины М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин и другие применяли в своей практике отдельные приёмы и лекарства, используемые народной медициной.
Научная медицина продолжает проверять и перенимать реально работающие методы народной медицины. Так, после многолетнего (с 1969 г.) исследования более двух тысяч растительных препаратов китайской народной медицины коллектив во главе с Ту Юю создал лекарство от малярии, выделив действующее вещество артемизинин из однолетней полыни лат. Artemesia annua. (За создание этого лекарства в 2015 году она получила Нобелевскую премию)[6].
В СССР и постсоветской России[править | править код]
В ранний советский период (1926—1970 годы) сведения о народной медицине публиковал только журнал «Советская этнография». Причём народную медицину в журнале обособленно не выделяли, а писали о ней как об одном из аспектов жизни коренных народов. Также в журнале была рубрика «Из истории науки», где публиковались более ранние описания (начиная с XVI века) жизни народов, включая сведения об их традиционном лечении[7].
В 1970-е годы группа профессиональных медиков обратилась к исследованию методов народной медицины в клинической практике[источник не указан 612 дней].
Древняя «традиционно-письменная» народная медицина есть у китайцев, индийцев (аюрведа, йога, Сиддха), иранцев (унани), но у восточных славян с практикой устной народной медицины после появления письменности не возникли свои варианты традиционно-письменной медицины. Поэтому «народные целители» кроме «традиционно-устных» практик стали заимствовать идеи для своих «традиционно-письменных» лечебных методов у китайской, индийской медицины, вспомнили шаманские обряды коренных народов севера, тибето-бурятскую медицину (на основе трактата Джуд-ши), заимствовали западные психологические нью-эйджевские практики. В 1990-х появились также последователи иностранных неорелигиозных и неоязыческих движений, парапсихологических концепций, практик гипноза. Конкуренцию «народным целителям» в области психики и психосоматики стали составлять ранее практически отсутствовавшие психотерапевты и психоневрологи западных направлений (психоанализ Фрейда, аналитическая психология Юнга). Стали активно применяться гирудотерапия, остеопатия, ароматерапия[7].
В 1980—90-х годах в связи с ростом популярности народной медицины и снижением популярности официальной научной медицины (по причинам связанным с перестройкой, инфляцией, проблемам с финансированием и т. д.) стали появляться общественные организации различных «народных целителей». Такие общественные объединения облегчали народным врачевателям задачу по легализации своей деятельности — такая возможность у них появилась в 1993 году с выходом закона № 5487-1 «Об охране здоровья»[7].
В частности в 1987 году был создан Всесоюзный (позже Всероссийский) научно-исследовательский центр традиционной медицины «ЭНИОМ»[источник не указан 612 дней]. ВНИЦТМ «ЭНИОМ» проводил научную и организационную работу по теме народной медицины, а также по официальному признанию народного целительства. В изданиях этого центра было определено понятие «народное целительство», и в дальнейшем оно использовалось в соответствующих законах[источник не указан 612 дней].
20 декабря 1990 года была создана общественная организация «Общероссийская профессиональная медицинская ассоциация специалистов традиционной народной медицины и целителей». Ассоциация проводит форумы и конференции по народной медицине и целительству, организует обучение и аттестацию целителей и специалистов по народной медицине.
В 1991 г. создан НИИ традиционных методов лечения (позже Научно-практический центр традиционной медицины и гомеопатии, затем Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики).
В 1992 г. – Секция по традиционным методам лечения Ученого Совета при Минздраве России[источник не указан 612 дней].
Эти и другие общественные организации присваивают «народным целителям» различные «ученые звания»: «профессор народной медицины», «академик энергоинформационных наук» и одновременно выдают им «официальные бумаги», подтверждающие эти звания[7].
Принятию закона о народной медицине в России также способствовали инициативы ВОЗ 1977 года по принятию стратегии в области народной медицины[7].
В российском законе 1993 года говорилось о двух категориях: «Целителях и практиках нетрадиционной медицины». «Целители» должны лечить с помощью лекарственных трав, насекомых, советов по питанию и образу жизни. «Практики» должны были лечить с помощью советов по поведению и питанию, молитв, внушения (гипноза) и с помощью некой «коррекции биоэнергетических полей». Конечно, после выхода этот закон вызвал критику со стороны официальной научной медицины и ученых, из за того, что «целители» без медицинского образования теперь могли «лечить» вполне легально[7]. В 2011 году к неоднозначному закону добавили еще статью 50 «народная медицина», где попытались отделить лекарские магико-медицинские практики от духовных магико-мистических практик. Однако в «народной медицине» этнические лекарские практики неразрывно связаны с обрядами духовного исцеления, поэтому эта статья закона также довольно противоречива.
Таким образом, в России занятия «народным целительством» законодательно разрешено и соответствующая профессия внесена в классификатор профессий, но законодательство требует от целителя наличия медицинского образования. Однако, согласно проведённому в 2007 году исследованию РАМН, в России у 95 % людей, оказывающих услуги народных целителей, отсутствует медицинское образование, а более 40 % из них нуждаются в лечении психических отклонений[8][9].
Этнологи выделяют три причины решения заняться деятельность народного целителя[10][неавторитетный источник?].
- Изначальная включенность в целительскую традицию благодаря месту проживания или родственным связям. В этом случае наследуются имеющиеся приемы и навыки, а получение дополнительного образования и государственной регистрации часто связаны с расширением профессиональной деятельности и необходимостью её легализации.
- Резкая смена мировоззрения, произошедшая в результате психологической или физической травмы, возникшее ощущение появления необычных способностей. На основе этого переживания создается собственная оздоровительно-мировоззренческая система, из других заимствуются только методы, согласующиеся с собственными концепциями целителя.
- Собственное оздоровление и создание на этой основе оздоровительной системы.
Критика[править | править код]
Всемирная организация здравоохранения в настоящее время не рекомендует использование «альтернативной медицины» и работает в направлении продвижения доказательного подхода при оценке безопасности, эффективности и качества тех или иных методов народной медицины[11][12].
Безопасность[править | править код]
Более чем в 130 странах существуют акты, регулирующие деятельность народных целителей, связанных с рисками, возникающими при использовании их методов. Среди обывателей распространено мнение, что лекарства, изготовленные из натуральных компонентов более безопасны, однако это не всегда так[13]. Кроме того, многие методы народной медицины включают в себя практики, эффективность которых не доказана, или даже доказано, что они могут только усугубить течение болезни[8][9]. К примеру, многие препараты, использующиеся в аюрведе содержат тяжёлые металлы, опасные для здоровья человека[3]. В некоторых случаях предоставление услуг народной медицины может быть уголовно наказуемым деянием[14].
Истребление исчезающих видов[править | править код]
Толстые лори используются для изготовления средств народной медицины в Юго-Восточной Азии
В части практик народной медицины используются препараты, изготовленные из редких и исчезающих видов. Среди них: толстые лори[15], плавники некоторых видов акул[16], рога носорогов, части тел амурских тигров и т. д. В развивающихся странах распространено браконьерство, специализированное на добыче животных и растений, используемых в народной медицине[17].
Правовое регулирование в России[править | править код]
1993 г. — приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» с 57 статьёй «Право на занятие народной медициной (целительством)». Профессия «народный целитель» внесена в реестр профессий и является официальным названием для этого рода деятельности.
1993—1994 гг. — создана система лицензирования традиционной медицинской деятельности.
В настоящее время занятия народной медициной в России регулирует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[18] (cтатья 50). Народному целителю для официальной деятельности необходимо как получение обязательного медицинского и специального образования, так и регистрация в государственных органах. Порядок выдачи разрешений определяют подзаконные акты, в частности, регламенты субъектов Российской Федерации.
В некоторых регионах действуют локальные законодательные и/или подзаконные акты. Так, в Рязанской области в апреле 2014 года и ранее в Омской и Новосибирской областях региональное правительство приняло постановление о порядке занятия народной медициной. Данное регулирование направлено на формализацию этой деятельности, требующей получения разрешения в областном министерстве здравоохранения, ведения документации, аналогичной медицинским картам в медицинских учреждениях, получения письменного согласия на лечение со стороны пациента[19].
См. также[править | править код]
- История медицины
- Народная славянская медицина
Примечания[править | править код]
- ↑ Малая медицинская энциклопедия, 1992.
- ↑ Сорокина, БРЭ, 2013, с. 61.
- ↑ 1 2 Saper, R.B. Lead, mercury, and arsenic in US- and Indian-manufactured medicines sold via the internet / R.B. Saper, R.S. Phillips, A. Sehgal … [] // JAMA. — 2008. — Vol. 300, no. 8. — P. 915–923. — doi:10.1001/jama.300.8.915. — PMID 18728265. — PMC 2755247.
- ↑ De Smet, Peter A. G. M. Is there any danger in using traditional remedies? : [англ.] // Journal of Ethnopharmacology. — 1991. — Vol. 32, no. 1−3 (April). — P. 43−50. — doi:10.1016/0378-8741(91)90102-J. — PMID 1881166.
- ↑ Стратегия ВОЗ, 2001.
- ↑ Алексей Куденко. От народной китайской медицины — к Нобелевской премии. ИноСМИ (10 октября 2015). — Пер с англ.. Дата обращения 5 января 2019.
Annie Bligh (University of Westminster). How traditional Chinese medicine drove the discovery of a Nobel-winning anti-malarial drug (англ.). The Conversation (7 October 2015). Дата обращения 5 января 2019. - ↑ 1 2 3 4 5 6 Харитонова В. И. Неконвенциональная медицина в современной России // Медицинская антропология и биоэтика : журн.. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2017. — 6 июня. — ISSN 2224-9680. Архивировано 31 марта 2019 года.
- ↑ 1 2 Оксана Прилепина. Чем опасна «народная медицина»?. Российская газета (18 мая 2007). — Неделя №4366. Дата обращения 31 декабря 2018.
- ↑ 1 2 Марина Слета. Альтернативная медицина: чего больше — пользы или вреда?. medpulse.ru. ООО «Правда.Ру» (27 октября 2008). Дата обращения 3 апреля 2019.
- ↑ Ларионова, 2005, с. 139.
- ↑ How safe is traditional medicine? // WHO, Ask an expert, 11.07.2005.
«There is some evidence that seems to support the use of traditional and complementary medicine […] WHO does not currently recommend these practices, but is working with countries to promote an evidence-based approach to addressing safety, efficacy and quality issues». - ↑ WHA62.13, 2009, p. 21: «(4) рассмотреть в соответствующих случаях возможность включения народной медицины в их национальные системы здравоохранения, … , а также фактических данных о безопасности, эффективности и качестве;
(5) продолжать развивать народную медицину на основе научных исследований и инноваций». - ↑ National Policy on Traditional Medicine and Regulation of Herbal Medicines – Report of a WHO Global Survey. World Health Organization (April 2016).
- ↑ Хасанов, Ф. З. Уголовно-правовая охрана жизни и здоровья человека при оказании услуг народной (традиционной) и нетрадиционной медицины : Верховный Суд Республики Башкортостан // Медицинское право : журн.. — 2014. — № 5. — С. 19−22. — ISSN 1813-1239.
- ↑ Starr, C. Field surveys of the Vulnerable pygmy slow loris Nycticebus pygmaeus using local knowledge in Mondulkiri Province, Cambodia : [англ.] : PDF / C. Starr, K. A. I. Nekaris, U. Streicher … [] // Oryx. — 2011. — Vol. 45, no. 1 (January). — P. 135–142. — doi:10.1017/S0030605310001316.
- ↑ Traditional medicines continue to thrive globally. CNN. Дата обращения 25 апреля 2016.
- ↑ Lindsey, P. Illegal hunting and the bush-meat trade in savanna Africa : drivers, impacts and solutions to address the problem : Panthera, Zoological Society of London; Wildlife Conservation Society report, New York. : [англ.] / P. Lindsey, G. Balme, M. Becker … []. — Zimbabwe : Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), 2015. — 79 p.
- ↑ Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». — № 323-ФЗ от 21.11.2011. — В редакции от 25.12.2018.
- ↑ Разборчиво. В Рязанской области утвердили порядок занятия народной медициной. Рязанский городской сайт (2014-4-18). Дата обращения 1 января 2018.
Литература[править | править код]
- Народная медицина / Сорокина Т. С. // Нанонаука — Николай Кавасила [Электронный ресурс]. — 2013. — С. 61. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3.
- Дёмич Ф. И. (укр.)русск.. Народная медицина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ларионова, Ю. А. Феномен «народного целительства» в современной России. // Гуманитарная культура и этноидентификация : Труды молодых ученых. / Отв. ред. С. В. Васильев, Л. Т. Соловьева. — М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2005. — Вып. 2. — С. 134–140. — 280 с. — ISBN 5-201-00834-8.
- Народная медицина / Сорокина Т. С. // Нанонаука — Николай Кавасила [Электронный ресурс]. — 2013. — С. 61. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3.
- Народная медицина // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 16. Музеи — Нил.
- [gufo.me/dict/medical_encyclopedia/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0 Народная медицина] // Малая медицинская энциклопедия / Ред. В. Покровский. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 3. Лабиринт — Нефротический синдром. — ISBN 5-85270-046-0.
- Непокойчицкий, Г. А. Большая энциклопедия народной медицины / Г. А. Непокойчицкий, И. А. Губанов, Г. В. Балакирев … []. — М. : АНС, 2007. — 1120 с. — ISBN 978-5-17-043922-5.
Материалы ВОЗ[править | править код]
- Пекинская декларация. Принята участниками Конгресса ВОЗ по народной медицине, Пекин, Китай, 8 ноября 2008 г. (pdf). WHO. ВОЗ. Дата обращения 31 декабря 2018.
- Шестьдесят вторая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения : Женева, 18–22 мая 2009 г. : в 3 т.. — Женева : ВОЗ, 2009. — Т. WHA62/2009/REC/1 : Резолюции и решения. Приложения, WHA62.13 : Народная медицина. — С. 20−21 (2-я паг.). — 118 с.
- Стратегия ВОЗ в области народной медицины 2002—2005 : [арх. 25 августа 2011]. — Женева : ВОЗ, 2001. — viii+70 с.
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных доменов |
Источник
Справочник по траволечению «De Materia Medica», XII—XIII вв.
Фитотерапи́я (от др.-греч. φυτόν — «растение» и θεραπεία — «лечение», уст. траволечение) — метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из них. Лекарственные растения могут применять в свежем, сушеном виде, а также путем выделения из них действующих веществ с помощью несложной обработки, которая сохраняет структуру природного комплекса компонентов (настой, экстракт и др.)[1].
В русскоязычной литературе (особенно XIX века и более раннего периода) вместо термина «фитотерапия» нередко использовался термин «траволечение».
Иногда к сфере фитотерапии ошибочно относят также и «фунготерапию» (лечение грибами), или даже «апитерапию» (лечение продуктами пчеловодства).
Специалист в области фитотерапии называется «фитотерапевт»[2]. Людей, занимающихся сбором лечебных трав и разбирающихся в их использовании в медицинских целях, называют «травниками»[3][4].
Действующие вещества[править | править код]
Сушка растительного сырья в Тибете.
Многие растения синтезируют вещества, которые полезны для поддержания здоровья людей и животных. К ним относятся ароматические вещества, большинство которых составляют фенолы и их кислород-замещающие производные, такие как таннины. Многие вещества — это вторичные метаболиты, из которых по меньшей мере 12000 изолированы — по оценкам, число, составляющее менее 10 % от общей величины. Во многих случаях эти вещества (в частности, алкалоиды) выступают в качестве защитных механизмов растений против микроорганизмов, насекомых и травоядных животных. Многие травы и специи, используемые людьми для приправы еды, содержат полезные химические соединения[5][6].
История фитотерапии[править | править код]
Древнейшие доказательства использования трав в качестве лекарств были обнаружены в результате археологических раскопок на территории сегодняшнего Ирака, в городе Шумер. Лекари из Шумера уже тогда знали, что многие растения обладают целебными свойствами, и использовали их для приготовления всевозможных настоев и порошков. Для компрессов и припарок лекари собирали иголки хвойных деревьев, молодые листья ивы. Листья тщательно высушивали, затем мололи. Порошок из растений часто смешивали с измельчёнными минеральными веществами и порошками животного происхождения, разбавляли пивом или вином[7].
Известно, что в казне первого русского царя Ивана Грозного находилось несколько книг по траволечению. Одна из них — Травник 1534 года, являющаяся переводом с печатного издания в Любеке 1492 года. Книга являлась справочником по лечению лекарственными растениями, камнями и другими природными материалами. Возможно[значимость факта?], она была переведена с немецкого личным врачом Василия III Николаусом Бюловым (Николаем Немчиным), после того как московский князь заболел после охоты[8].
Обучение фитотерапии[править | править код]
Фитотерапии обучают в некоторых университетах. Например, в Российском университете дружбы народов проводится обучение по программам «Клиническая фитотерапия» и «Российское травничество» для лиц, имеющих медицинское образование. После обучения выдаются документы, дающие право на получение свидетельства о государственной регистрации врача-целителя или целителя Российской Федерации в Российской ассоциации народной медицины и получение разрешения на целительскую деятельность в администрации субъекта РФ по месту жительства[9].
Безопасность фитопрепаратов[править | править код]
Лекарственные травы и другие фитопрепараты пользуются у части населения намного большим доверием, чем синтетические лекарственные средства («химия»). Многие люди уверены, что «натуральность» фитопрепаратов, «природность» их происхождения, а также длительная история применения фитопрепаратов в народной медицине может служить гарантией их безопасности и эффективности[10][11]. Так, в США с 1993 по 2012 год число фитотерапевтических продуктов на рынке выросло в десять раз[11].
Специалисты, напротив, отмечают, что нельзя недооценивать потенциальную опасность и побочные эффекты фитопрепаратов. Растения содержат сотни биохимических ингредиентов, влияние которых на организм как по отдельности, так и в сочетаниях зачастую неизвестно. Кроме того, состав растений нестабилен, на него может сильно влиять меняющийся состав почв, внешние источники загрязнений и т. д. Преимущество синтетических препаратов, даже изначально обнаруженных в растениях, состоит в том, что их состав постоянен, а исследователям не приходится иметь дело с неизвестными или неизученными примесями[10].
Длительная история применения некоторого фитопрепарата в народной медицине также не является гарантией его безопасности. В качестве примера можно привести историю с кирказоном (аристолохией) — растением, которое активно используется в китайской традиционной медицине как средство против лишнего веса, дизентерии, кожных заболеваний, гипертонии, туберкулеза, геморроя и даже змеиных укусов. Биологически активные добавки с аристолохией одно время были очень популярны и в Европе. Однако медицинские исследования показали, что основное действующее вещества кирказона — аристолохиева кислота — обладает существенным нефротоксичным эффектом[12]. У людей, принимающих препараты с аристолохиевой кислотой, в любое время может развиться рак верхней части мочевыводящих путей. В 1992 году была описана вспышка карцином более чем у 100 пациенток «похудательной» клиники в Бельгии, которым была прописана смесь китайских трав, основной из которых был кирказон. 70 пострадавшим потребовались диализ, оперативное лечение или пересадка почки, несколько человек скончались[10]. В 2013 году отмечалось, что Тайвань, где широко использовались добавки из кирказона (китайские целители рекомендовали принимать добавки с содержанием кирказона примерно трети населения Тайваня), имел самые высокие в мире показатели заболеваемости раком верхних мочевыводящих путей[13].
Другим примером является сассафрас. Это растение широко применялось в народной медицине американских индейцев[14] и китайской традиционной медицине[15] для лечения множества заболеваний. Однако исследования доказали, что содержащийся в эфирном масле сассафраса сафрол являтся канцерогеном[16][17]. В 1960-х годах Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США было запрещено использование сассафрасового масла в пищевых целях.
По данным исследования, проводившегося в Канаде в 2013 году, многие фармацевтические препараты, изготавливаемые на основе растительных компонентов, представляют собой риск для здоровья потребителей: в промышленно произведенных препаратах часто встречаются замены одних растений другими, более дешёвыми, загрязнение иными, не предусмотренными на упаковке, видами растений, и присутствуют различные потенциально вредные наполнители. В числе веществ, не отмеченных в документах к продукции, обнаружились вещества с известными токсическими характеристиками, побочными эффектами и разнообразно взаимодействующие с другими веществами, включая лекарственные препараты. Кроме того, производители не всегда указывают добавки с известными свойствами, но потенциально рискованными для отдельных категорий людей, в основном с аллергиями (например, рис, соя и пшеница)[18].
Согласно исследованию, опубликованному в журнале BMC Medicine, многие отпускаемые без рецепта фитопрепараты не содержат в инструкции информацию о безопасном применении. В ходе своего исследования ученые обнаружили, что 93 % приобретенных ими фитопрепаратов были не лицензированы и не соответствовали никаким стандартам безопасности и качества. Более половины из них вообще продавались под видом пищевых добавок. Только 13 процентов препаратов имели инструкцию, и только в 3 из них присутствовало достаточное количество информации о безопасном применении[19].
Актуальность проблемы токсичности лекарств растительного происхождения обостряется в связи с тем, что большинство из них доступно пациентам без рецепта[20].
В целом, исследования 2019 года показывают, что рост использования фитотерапии в последние десятилетия сопровождается значительным увеличением случаев интоксикаций, вызыванных фитопрепаратами[21].
См. также[править | править код]
- Знахарство
- Лекарственные растения
- Галеновые препараты
- Народная медицина
- Настой
- Настойка
- Натуропатия
- Отвар
- Травяной чай
- Фармакогнозия
Примечания[править | править код]
- ↑ Гончарова Т. А. Энциклопедия лекарственных растений. М.:МСП, 1999 С. 3—7
- ↑ [gufo.me/dict/efremova/%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%82 Фитотерапевт] // Толковый словарь Ефремовой
- ↑ [gufo.me/dict/ozhegov/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA Травник] // Толковый словарь Ожегова
- ↑ [gufo.me/dict/kuznetsov/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA Травник] // Толковый словарь Кузнецова
- ↑ Lai P. K. Antimicrobial and chemopreventive properties of herbs and spices (англ.) // Curr Med Chem (англ.)русск. : journal. — 2004. — June. — P. 1451—1460. — PMID 15180577. (англ.)
- ↑ Tapsell L. C. Health benefits of herbs and spices: the past, the present, the future (англ.) // Med J Aust (англ.)русск. : journal. — 2006. — August (vol. 1). — PMID 17022438. (англ.)
- ↑ История фитотерапии (недоступная ссылка). Дата обращения 12 апреля 2009. Архивировано 10 февраля 2009 года.
- ↑ «Благопрохладный цветник» Ивана Грозного. Новости города Александрова. Дата обращения 20 января 2019.
- ↑ Программа обучения (недоступная ссылка). Кафедра фитотерапии РУДН. Дата обращения 1 августа 2013. Архивировано 8 сентября 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Водовозов А. В. Натуральное — не значит полезное // АВС, 22.04.2013
- ↑ 1 2 Пичугина Т. Пробирает до самых генов. Когда траволечение смертельно опасно // Ria.ru, 15.02.2020
- ↑ The Epidemiology, Diagnosis, and Management of Aristolochic Acid Nephropathy: A Narrative Review // Annals of Internal Medicine, 19.03.2013
- ↑ Маргарита Паймакова. Используемые в народной медицине травы могут провоцировать рак // nauka.vesti.ru, 19.08.2013
- ↑ Duke, James. The Green Pharmacy Herbal Handbook: Your Comprehensive Reference to the Best Herbs for Healing (англ.). — Rodale Books (англ.)русск., 2000. — P. 195. — ISBN 978-1-57954-184-2.
- ↑ Wikibooks:Traditional Chinese Medicine/From Sabal Peregrina To Syzygium Samarangense
- ↑ Dietz, B; Bolton, Jl. Botanical dietary supplements gone bad (англ.) // Chemical Research in Toxicology (англ.)русск. : journal. — 2007. — April (vol. 20, no. 4). — P. 586—590. — ISSN 0893-228X. — doi:10.1021/tx7000527. — PMID 17362034.
- ↑ Safrole: Human Health Effects. Toxnet: Toxicology Data Network. https://toxnet.nlm.nih.gov/cgi-bin/sis/search/a?dbs+hsdb:@term+@DOCNO+2653
- ↑ Newmaster S. G., Grguric M., Shanmughanandhan D., Ramalingam S., Ragupathy S. DNA barcoding detects contamination and substitution in North American herbal products. (англ.) // BMC medicine. — 2013. — Vol. 11. — P. 222. — doi:10.1186/1741-7015-11-222. — PMID 24120035.
- ↑ Buyer beware? Does the information provided with herbal products available over the counter enable safe use? — BMC Medicine 2011, 9:94, doi:10.1186/1741-7015-9-94
- ↑ Asiri Yousif A, Al-Dhawailie AAS, Al-Yahya M, Rafatullah S. Pharmacovigilance in herbal medicine: A paradigm to drug toxicitymonitoring in conventional health care. Hung Med J. 2008;2(3):351-363. doi: 10.1556/HMJ.2.2008.3.3.
- ↑ Bo Wen, Peter Gorycki. Bioactivation of herbal constituents: mechanisms and toxicological relevance // Drug Metabolism Reviews, Volume 51, 2019 — Issue 4, Pages 453-497
Литература[править | править код]
- Ковалёва Н. Г. Лечение растениями. Очерки по фитотерапии. — М.: Медицина, 1972. — 352 с. — 25 000 (допечатка) экз. — УДК-615.322
- Непокойчицкий Г. А., Губанов И. А., Балакирев Г. В., Самохина Е. Б., Чумакова А. В., Чумакова Р. В. Большая энциклопедия народной медицины. — М.: АНС, 2007. — 1120 с. — ISBN 978-5-17-043922-5.
- Свиридонов Г.М. Здоровья кладезь — природа. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 271 с.
Ссылки[править | править код]
- Фитотерапия в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz)
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных ссылок
|
Источник