Лечение народными средствами алалия

  • Причины
  • Симптомы
  • Фитотерапевтические методы лечения
  • Дополнительные материалы
  • Советы врача

Алалией называют сильное недоразвитие либо полное отсутствие речи. Заболевание возникает в результате органических поражений речевого центра головного мозга во время внутриутробного развития или в первые годы жизни малыша.

Клинически данная патология проявляется поздним появлением речи, нарушением звукоизвлечения, бедным словарным запасом. Лечение заключается в посещении логопеда и невролога для проведения специальных занятий, направленных на развитие речи, укрепление психики.

Причины

Степень тяжести заболевания зависит от того, насколько сильно поражены речевые центры мозга. Факторами, которые могут привести к развитию алалии, являются:

  • интоксикация организма матери во время беременности
  • наследственная предрасположенность
  • вредные привычки будущей матери (наркомания, злоупотребление алкоголем, табакокурение)
  • резус-конфликт организма матери и плода
  • родовые травмы, полученные малышом во время прохождения по родовым путям
  • сильная недоношенность ребенка
  • черепно-мозговые травмы, полученные малышом в первые годы жизни

Симптомы

Основными клиническими признаками алалии являются:

  • задержка ребенка в речевом развитии – пациент может не говорить до 4 лет (в запущенных случаях до 8-12 лет)
  • неправильное звукоизвлечение
  • бессвязность произносимых фраз
  • замены звуков, нарушение структуры слогов и слов
  • расстройства нервной системы (заторможенность или гиперактивность)
  • маленький словарный запас, который не соответствует возрастным требованиям
  • активное использование жестов и мимики, чтобы объяснить окружающим свои потребности

Фитотерапевтические методы лечения

Фитотерапию используют в составе комплексного лечения заболевания. Наилучший эффект дают следующие травы:

  • успокаивающие (боярышник, шлемник, валериана, хмель, горицвет, сушеница, донник, солянка, дурман, синюха лазурная, душица, ромашка, ежевика, рододендрон, ландыш, пустырник, омела, морковь)
  • адаптогены и иммуностимуляторы (женьшень, элеутерококк, лимонник китайский)
  • противосудорожные (липа, чернокорень, мелисса, чернобыльник, мята перечная, хмель, ромашка)

Дополнительные материалы

дополнительные материалы отсутствуют

Советы врача

Вопрос #53018 15.07.19

Александра

Если можно – я отвечу, извините, пожалуйста, за задержку – затерялось письмо в почте.

1. Диета полностью веганская.

БАДы не даем. Из злаков очень редко, пару раз в месяц – зеленая гречка, амарант, киноа.

Дома смузи, свежевыжатые соки, дикоросы, фрукты. В школе салат из сырых овощей с банкой консервированной фасоли или горошка, промытых от соли.

Фактически это все.

Иногда покупаем домашний шоколад.

2. Аппетит очень хороший. На запрещенные продукты не тянет. На боли не жалуется.

3. Режим дня соблюдаем. В школе даже иногда спит днем. Не агрессивный, ласковый. Живой, очень активный.

4. В конце мая будет 8 лет. Рост – 122 см, вес – 20 кг. У меня рост был такой же, сейчас у меня рост 158 см, у мужа 180 см.

5. Научился кататься на двухколесном велосипеде. В школе его хвалят, он ходит в коррекционную школу по программе для глубокой умственной отсталости, потому что он не говорит.

Юлия Евгеньевна, в моем инстаграмме много живых фото и видео. Со слов чаще всего сложно понять общую картину: “…”

Спасибо вам заранее за ответ!

Ответ:

Вы никуда не опоздали!))

Но есть “но” – Ваша страница не активна более, и моя – тоже.

И второе “но” – Ваш ребенок совершенно не похож на аутиста, если он веселый, живой, активный и ласковый. Насколько я понимаю, у него только алалия. Но какого происхождения? У него есть изменения на ЭЭГ?

© 2020 Экофабрика Старослав

Источник

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды  повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражениемкорковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.

В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.

Выделяют следующие формы алалии:

  • Моторная. Вызвана органическим поражением речевых областей головного мозга. Очаг поражения при моторной алалии возникает в центральной части речевого аппарата, но также нарушена работа и периферической части. У моторных алаликов не развивается собственная речь, но они понимают речь окружающих. Есть две формы МА – кинестетическая (афферентная) и кинетическая (эфферентная). При афферентной форме происходит поражение постцентрального участка коры, который отвечает за движения артикуляционного аппарата. При эфферентной форме происходит поражение премоторных отделов коры головного мозга.
  • Сенсорная. Возникает по причине поражения височных долей, которые расположены в левом полушарии (центр Вернике). Нарушение обусловлено расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен.В данном случае, ребенок слышит все, что ему говорят, но не понимает сказанное.
  • Сенсомоторная (смешанная). Она сочетает в себе признаки обоих типов. Расстройство связано с нарушением трех центров головного мозга: центра Брока, центра Вернике и центра ассоциаций.
Читайте также:  Аллергия кашель лечение народными средствами у детей

Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка. 

Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Для моторной алалии характерны следующие симптомы:

  • Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести патологии).
  • Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо несвязным лепетанием.
  • Неправильная замена звуков в слове.
  • Выпадение предлогов из фраз.
  • Словарный запас сильно ограничен. Новые слова с трудом усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные термины.
  • Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не может последовательно изложить события, определить причину и следствие, передать смысл и т.д.
  • Нарушение внимания, памяти и восприятия.
  • Проблемы с координацией.
  • Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.
  • Проблемы с самообслуживанием (зашнуровыванием обуви и т.д.).
  • Повышенная утомляемость.
  • Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным.

Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:

  • Нарушение восприятия и понимания смысла речи окружающих. Данное расстройство может протекать в легкой или тяжелой стадии. В некоторых случаях ребенку будет понятен смысл отдельных слов, обращенных к нему, и ситуативной речи (но если меняется интонация или порядок слов, то он теряется и перестает понимать даже знакомые слова и фразы). В более тяжелой форме сенсорный алалик вообще не воспринимает звуки, не реагируя даже на собственное имя.
  • Повышенная речевая активность, при этом речь состоит из обрывков слов и бессвязных звукосочетаний. В большинстве случаев речь ребенка с алалией непонятна для окружающих.
  • Нарушение фонематического слуха.
  • Эхолалии – неосознанное повторение отдельных слов, словосочетаний.
  • У многих сенсорных алаликов присутствует гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны.
  • Активное использование мимики и жестов в общении.
  • Сложности при соотношении произносимого или слышимого слова с определенным предметом или явлением.
  • Резкие перепады настроения, т.е. активность ребенка может резко смениться инертностью.
  • Выраженная задержка интеллектуального развития.
  • Повышенная возбудимость, хаотичность поведения.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Непонимание обращенной к ребенку речи приводит к тому, что он быстро теряет интерес к какому-либо занятию.

Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.

Основной биологический фактор возникновения алалии заключается в билатеральном органическом поражении центральной нервной системы, которое произошло во внутриутробный период развития плода или после рождения до формирования у малыша связной речи.

Причины возникновения алалии могутвоздействовать в разные периоды раннего онтогенеза:

  • Внутриутробный период. К патологии может привести гипоксия плода, внутриутробные инфекции, токсикозы, повреждение плода в результате падения беременной женщины. На развитие нарушениямогут влиять хронические соматические заболевания матери.
  • Интранатальный период. Во время родовой деятельности возникают ситуации, которые приводят к развитию этого речевого нарушения. К провоцирующим факторам относится недоношенность, асфиксия новорожденного, родовые травмы при преждевременных или затяжных родах. Также может повлиять использование акушерских инструментов при родах.
  • Постнатальный период. Перенесенные ребенком заболевания в ранние годы его жизни (рахит, пневмония, ОРВИ и т.д.).Влияние оказывает ряд неблагоприятных социальных условий, включая синдром госпитализма и педагогическую запущенность, которые не являются основными причинами развития, но усугубляют действие ведущих факторов.

Алалия – это клинический диагноз, которому в логопедии соответствует речевое заключение «общее недоразвитие речи». Диагностика предполагает консультацию ряда специалистов: детского отоларинголога, невролога, логопеда и психолога.

Диагностика включает в себя:

  • Сбор анамнеза. Специалист собирает данные от родителей и общения с ребенком. Выясняется характерная симптоматика, обстоятельства беременности матери и т.д.
  • Неврологическое обследование. Оценивается степень и характер повреждения головного мозга. Проводится электроэнцефалография, МРТ, рентгенография и эхоэнцефалография. Чтобы исключить тугоухость при сенсорной алалии, проводится аудиометрия, отоскопия и другие способы диагностики.
  • Логопедическое обследование. Уделяется повышенное внимание срокам психомоторного и речевого развития. Проводится диагностика устной речи.

При диагностике важно дифференцировать эту патологию от других нарушений. Дело в том, что для алалии характерны схожие симптомы, что и для тугоухости, аутизма, дизартрии и олигофрении.

Читайте также:  Народные средства для лечения рака щитовидной железы отзывы

Методика коррекционной работы при разных формах речевого нарушения должна носить комплексный характер. Необходимо сочетать медикаментозную терапию (направлена на созревание мозговых структур), психолого-педагогический подход и логопедическую коррекцию.

При этом речевом нарушении важно работать над развитием общей и мелкой моторики, функции памяти, внимания и мышления. В качестве вспомогательных средств терапии хорошо подходят различные физиотерапевтические процедуры (электрофорез, ИРТ, водолечение и т.д.).

Логопедическая работа с детьми с алалией строится на поэтапной работе по формированию устной речи. При моторной алалии ведется работа над стимуляцией речевой активности, вызыванием звуков, звукоподражаний, лепетной фразы, фразовой речи и развитием связной речи. При сенсорной алалии ставится задача овладеть различением неречевых и речевых функций, пониманием речевых конструкций и фраз, пониманием слов и соотношением их с конкретными действиями и предметами.

Успешность коррекционной работы зависит от ее раннего начала (с 3-х лет). Большое значение имеет степень органического поражения головного мозга. При моторной алалии прогноз в большинстве случаев благоприятный, при сенсорной и сенсомоторной – неопределенный.

Источник

Статья:

Моторная алалия – нарушение, затрагивающее экспрессивную речь (отсутствует или сильно неразвита). Умственные способности обычно не, слух ребенка, понимание речи окружающих. Процесс коррекции должен быть поэтапным.

Формы моторной алалии у детей

Существует два вида моторной алалии — афферентная и эфферентная.

Афферентная

Такая форма обуславливается поражениями в участках коры головного мозга, отвечающие за контроль над речевыми программами.  Этот участок расположен в левом полушарии, а именно в его нижнетеменной части. При такой форме алалии ребенку трудно проговаривать слова, находить правильные артикуляционные позы. Другими словами, ребенку сложно находить правильное положение языка, губ, челюстей чтобы получить тот или иной звук. Такое явление в научной медицинской литературе называется орально-артикуляторной апраксией. Для афферентной моторной алалии характерно искажение звуков и структуры слова.

Эфферентная форма моторной алалии

Эта форма происходит при поражении центра Брока. Он расположен в заднелобной части мозга. Этот участок отвечает за переключение отдельных артикуляционных актов. Дети с таким диагнозом не соблюдают правильность и очередность артикуляционных движений, заметно торможение речи. Подобное называется кинетической апраксией. Моторная алалия также классифицируется на три уровня:

  • Первый уровень. Речь ребенка очень ограничена, он использует несколько слов, а речь состоит из звукоподражания и примитивного лепета.
  • Второй уровень. Словарный запас среднего размера, малыш умеет строить короткие фразы, предложения.
  • Третий уровень. Ребенок обладает фразовой речью.

Причины и факторы риска

Чтобы понять, какие причины приводя к моторной алалии, нужно понять механизм появления этого речевого нарушения. Моторная алалия появляется при повреждениях моторных отделов речевого центра головного мозга. Все причины моторной алалии можно разделить на три группы:

  1. Пренатальные факторы. Эти факторы влияют непосредственно на плод во время беременности. К ним можно отнести токсикоз, токсоплазмоз, некоторые хронические заболевания матери, несовместимость резус-факторов.
  2. Интранатальные факторы. Эти причины приводят к гибели нейронов у ребенка и повреждениям ЦНС плода — травмы мозга, асфиксия,  стремительные роды, использование акушерских щипцов, излитие вод, отслойка плаценты, обвитие пуповины и другие негативные осложнения.
  3. Ранние постнатальные факторы. В эту группу входят травмы ребенка, менингит, энцефалит, появление новообразований в мозге ребенка, анемия, гипотрофия.

Также в качестве причин для речевых нарушения может выступить нехватка общения с ребенком. Взрослые, по разным причинам, уделяют мало внимания, что приводит к эмоциональным потрясениям и стрессам.

Чем раньше появился фактор и чем он дольше оказывал внимание, тем заметнее и тяжелее будут проявления алалии и больше потребуется времени на ее коррекцию.

Основные причины моторной алалии – это травмы головы и различные патологические процессы во время беременности. К числу самых главных причин относятся:

  • прием алкоголя или наркотических веществ во время беременности;
  • изменение гормонального фона матери;
  • внутриутробные инфекции;
  • невротические расстройства;
  • травмы (в том числе родовые);
  • отслойка плаценты.

Также моторная алалия может появиться уже в постнатальный период жизни. Это могут быть:

  • осложнения во время родов;
  • проблемы с дыханием;
  • черепно-мозговые травмы у ребенка.

Также развитие речевого нарушения могут быть спровоцированы краснухой, менингоэнцефалитом и другими соматическими патологиями.

Дополнительный материал: Как избавиться от картавости у детей и во взрослом возрасте

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия проявляется речевыми симптомами, но есть и неречевые. К таким относятся:

  • двигательные нарушения;
  • плохая координация;
  • недостаточно развития мелкая моторика;
  • ребенок испытывает сложно в самообслуживании (завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложно донести ложку до рта и другие);
  • проблемы с выполнением мелких движения пальцами и кистями рук (сложно собирать паззлы или конструкторы).

У ребенка часто встречаются проблемы с поведением – гиперактивности или наоборот, гипоактивность. Они склонны быстро уставать, недостаточно усидчивы. Часто пациенты имеют нарушения лицевой мускулатуры, они раздражительны и даже агрессивны к окружающим.

Читайте также:  Грибок ногтей лечение народным средствами

Есть также характерные речевые симптомы моторной алалии:

  • замена отдельных звуков в словах (литеральная парафазия) ;
  • выпадение некоторых звуков (элизия);
  • повторение фразы или слова в словосочетании;
  • бедный лексикон;
  • контаминация (объединение разных слов в одно);
  • частичное выпадение предлогов из предложений;
  • неверное согласование слов в предложении.

В некоторых случаях у детей появляется речевой негативизм – частичный или полный отказ от использования речи. Также из-за моторной алалии может развиться заикание. Афферентная моторная алалия позволяет выполнять артикуляторные движения, но само звукопроизношение при этом нарушено.  Эфферентная форма моторной алалии делает невозможным выполнять последовательность артикуляторных движений и сопровождается сильным искажением речи.

У ребенка в возрасте до двух лет не наблюдается лепет. Вместо речи ребенок использует жесты или его простые формы. Первые слова начинают появляться значительно позже нормы, примерно в три года.

При этом ребенок путает буквы, слога и слова, повторяет их или заменяет на другие. В четыре года, по сравнению со здоровым ребенком, заметен бедный словарный запас, фразы строятся неправильно. Характерным симптомом является недостаточное использование глаголов. Их место занимает большое количество существительных. Во фразе не соблюдается согласование по родам, падежам, временам, нарушаются и другие грамматические правила. Сама речь медленная, с очень размеренным темпом.

Малышу трудно повторять речь взрослых, особенно фразы из нескольких слов. При этом он полностью понимает окружающих, выполняет просьбы. Параллельно появляются психологические факторы. Это может быть нестабильная эмоциональность, плаксивость, пониженная коммуникативность со взрослыми и другими детками. Им сложно концентрировать внимание на чем-либо. Иногда нарушается сон, аппетит.

Лечение моторной алалии

Лечение этого речевого нарушения должно быть комплексным и многофакторным. Целью коррекция является стимулирование соответствующих мозговых отделов. Таким пациентам назначается прием ноотропов, витаминов, физиопроцедуры, массажы (в том числе логопедический). Особо важно при лечении моторной алалии важно уделять внимание развитию мелкой моторики.

Важное место в этом процессе занимает логопедическая коррекция. Она строится из нескольких этапов и направлений:

  • Стимулирование речи. Здесь необходимо создать у ребенка мотивацию, подражать речи взрослых окружающих, обогащать словарный запас, вести диалог. Ребенку легче проводить эту работу в игровой форме.
  • Постановка фразовой речи. К этому переходят после формирования у малыша набора слов и появления навыков вести диалог. Постепенно фразы и предложения усложняются, речь становится грамотной.
  • Обучение ребенка связанной речи. Здесь малыш обучается навыками поддерживать диалог с окружающими, пересказать прочитанной или услышанное. Закрепляются грамматические правила.

Важное место в коррекционной работе занимают упражнения с родителями. Важно поддерживать успехи, полученные результаты, даже самые скромные. Не стоит давить на ребенка если у него что-то не получается. Важно объяснить, как правильно выполнять то или иное упражнение, если нужно, то несколько раз.

Интересно почитать: Что такое дислалия и что делать родителям ребенка с этим диагнозом

Логопедический массаж

В ряде случаев назначается специальный логопедический массаж. Он направлен на улучшение чувствительности артикуляционного аппарата и умение правильно им пользоваться. Проводит его самостоятельно нельзя.

Назначать логомассаж и выполнять его должен исключительно специалист так как у него есть ряд противопоказаний.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Это специальный метод повышающий восприимчивость ребенка. Этот способ заключается в создании особых условий жизни ребенка и его родителей. Важно создать тихий час, в детской комнате устраняются все источники постороннего шума – планшет, телефон, компьютер, телевизор. Режим тишины чередуется с интересом.

Прогноз

Конечный результат и вероятность положительного результата зависит от формы алалии, причин ее появления, используемых способов коррекции и когда она была начата. При выполнении всех рекомендаций прогноз на полное восстановление высокий, но стоит помнить, что дать 100% гарантии не может дать ни один специалист. По мере коррекции ребенок начинает догонять своих сверстников, у него улучшается общение с окружающими. Такие дети обучаются в обычной школе вместе с другими детьми.

Профилактика

Профилактические меры подразумевают определенные меры еще в период планирования беременности. Матери рекомендуется вести здоровый образ жизни, полностью исключить алкоголь, курение. Ребенок должен получать достаточное количество внимание со стороны родителей, вовремя проводить все необходимые исследования. При первых признаках наличия речевых нарушений важно обратиться за помощью к специалистам – логопедам, неврологам.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник