Фонастения лечение в домашних

Фонастения лечение в домашних thumbnail

Фонастения

Фонастения – это нарушение голосовой функции, обусловленное дискоординацией работы дыхательного, артикуляционного, фонационного и резонаторного аппаратов. Проявляется быстрым утомлением голоса, его дрожанием, прерыванием, снижением высоты и силы, сужением диапазона. Субъективные жалобы – першение, ощущение «комка» в горле. В диагностике патологии участвуют фониатр и логопед; производится осмотр гортани (ларингостробоскопия), анализ акустических параметров голоса. Лечение включает голосовой покой, дыхательные и фонационные упражнения, физиотерапию, психотерапевтические методы.

Общие сведения

Термин «фонастения» (от греч. «phone» − звук, «astheneia» − ослабление) ввел в научный оборот немецкий логотерапевт Г. Гутцман в 1890 г. В практической логопедии фонастения относится к функциональным дисфониям. С точки зрения медицины она рассматривается как двигательный невроз, при котором отсутствуют анатомические изменения в голосовом аппарате.

Фонастеническими расстройствами чаще других страдают люди голосоречевых профессий: педагоги (32,6%), вокалисты (7,9%), а также актеры, спикеры. Развитию патологии более подвержены женщины вследствие повышенной лабильности нервной системы и более быстрой утомляемости голоса.

Фонастения

Фонастения

Причины фонастении

Ведущей причиной фонастении выступают функциональные перегрузки голосового аппарата, форсированное использование голоса. Существенную роль играет длительное пребывание в состоянии хронического стресса, повышенная тревожность. Непосредственными триггерами развития фонастении могут послужить:

  • неправильная постановка певческого или актерского голоса;
  • повышенные голосовые нагрузки: произнесение долгой речи, форсирование голоса и т. п.
  • истерики у детей, сопровождаемые истошным криком;
  • несоблюдение охранительного голосового режима подростками в период мутации голоса;
  • избыточная голосовая активность во время инфекций ВДП (ринита, фарингита, ларингита), во время менструации у женщин;
  • боязнь публичного выступления.

Патогенез

Правильная голосоподача обеспечивается координированной работой всех звеньев голосового аппарата: мышц гортани, голосовых складок, межреберных мышц, легких, диафрагмы, резонаторных полостей. Рассогласованность слаженной деятельности этих механизмов ведет к возникновению фонастении.

Единого взгляда на патогенез расстройства не выработано. Существует мнение, что оно связано с врожденной недостаточностью голосового аппарата. Часть авторов в качестве ведущего субстрата фонастении называет формирование в коре головного мозга очага застойного торможения, обусловливающего дискоординацию различных механизмов фонации. В настоящее время преобладающей является теория функциональной перегрузки голосообразующего аппарата.

При этом нарушается функция мышц гортани, которые не обеспечивают необходимого натяжения голосовых складок. Во время фонации складки не смыкаются, между ними остается щель, через которую происходит утечка воздуха. Колебания голосовых складок становятся неравномерными по частоте, возможно судорожное сокращение мышц гортани. Форсированная голосоподача приводит к раздражению слизистой гортани и трахеи, развитию невроза глотки.

Классификация

С учетом особенностей течения выделяют острую (без видимых патологических изменений в гортани) и хроническую фонастению (с наличием вторичных изменений). В зависимости от специфических причин развития и особенностей протекания различают следующие виды фонастении:

  • резеастения – расстройство, характерное для педагогов, лекторов, артистов разговорного жанра;
  • дизодия – нарушение певческого голоса, речевое общение при этом остается сохранным;
  • клезеастения – голосовое утомление, возникающее у военных, спортивных тренеров, отдающих громкие команды.

Симптомы фонастении

Фонастеническая симптоматика складывается из акустических признаков, субъективных ощущений и невротических нарушений. Первое, на что обращает внимание пациент, – голос перестает звучать как раньше. Привычная речевая нагрузка приводит к быстрому голосовому утомлению. Голос становится слабым, прерывистым, охриплым или дрожащим. Изменяется тембр, сужается певческий диапазон, появляются фальшивые ноты, сокращается МВФ (максимальное время фонации). При острых формах фонастении голос может исчезнуть совсем (афония).

Субъективные жалобы представлены различного рода парестезиями. Они включают сухость во рту, ощущение комка и першение в горле, постоянную потребность откашляться. Боль в глотке может возникать даже при тихом разговоре или пении. Постепенно на этом фоне формируется боязнь речи, страх публичного выступления, расстройства сна, которые поддерживают основные симптомы фонастении.

Осложнения

Как правило, проявления фонастении носят преходящий характер, однако при повторном голосовом напряжении могут случаться рецидивы. Это служит серьезным препятствием к выбору желанной специальности, ставит вопрос о профпригодности.

Кроме этого, частые функциональные перегрузки речевого аппарата могут привести к формированию органических изменений: узелков голосовых складок, гипертрофического ларингита, гипотонусной или гипертонусной дисфонии. Боязнь потерять любимую работу нередко служит предпосылкой развития невротического расстройства.

Диагностика

Для выработки и подтверждения диагностической гипотезы пациенту с фонастенией необходимы консультации фониатра и логопеда. Медицинский блок включает эндоскопический осмотр гортани и объективное исследование голосовой функции:

  • Ларингоскопия. При острой фонастении изменения гортани не определяются. С течением времени развиваются типичные для хронического ларингита эндоскопические данные: гиперемия слизистой, утолщение голосовых складок, их неполное смыкание.
  • Стробоскопия. Прицельный осмотр голосовых связок при фонастении выявляет их слабое натяжение, асинхронное мелкоразмашистое колебание, поперечные сокращения. Стробоскопическая картина вариабельна, изменчива, что указывает на функциональный характер голосовой недостаточности.
  • Исследование голоса. Акустические параметры голоса (силу, частоту основного звука, ВМФ и пр.) исследуют с помощью фонетографии. С целью дифференциации органической и функциональной природы голосового расстройства показана электроглоттография.

В рамках логопедической диагностики фонастении изучается качество звучания голоса: высота, сила, характер голосовой атаки и фонационного выдоха. На основании полученных данных вырабатывается план лечебно-коррекционной работы. При необходимости проводятся консультации невролога, психотерапевта. Дифдиагностика направлена на исключение органических патологий как причины дисфонии (хронического ларингита, парезов гортани, опухолей и др.).

Лечение фонастении

Целью терапии является восстановление голоса в полном объеме, предотвращение повторных эпизодов фонастении. Первоочередная мера – обеспечение голосового покоя (режим молчания). В этот период рекомендуется проведение беззвучной артикуляционной гимнастики, вибрационного логопедического массажа. Спустя 5-7 дней переходят к фонопедическим занятиям, включающим:

  1. Постановку фонационного дыхания. Подбирают индивидуальный комплекс ЛФК, направленный на выработку равномерного ритмичного дыхания, оптимальной глубины вдоха и выдоха. Затем подключают динамические упражнения, координирующие дыхание и фонацию.
  2. Выработку физиологических механизмов голосоподачи. С этой целью используют специальные фонопедические упражнения: пропевание согласных, гласных фонем, слоговых рядов. Целью функционального тренинга при фонастении является развитие высоты, силы, тембра, длительности звучания голоса.
  3. Автоматизацию навыков. На данном этапе поставленный голос вводят в речь. Это достигается с помощью вокальных упражнений, чтения вслух специально подобранных текстов. Проводят обучение пациента гигиене голоса, определяют рациональный голосовой режим и допустимые нагрузки.
Читайте также:  Лечение анальнальной трещины в домашних условиях отзывы

Из медицинских мероприятий в процессе лечения фонастении могут быть полезны хвойные ванны, дарсонвализация области шеи, УЗ-ингаляции. Рекомендован прием поливитаминов. Лицам с невропатической отягощенностью показана психотерапия, аутогенные тренировки, иглорефлексотерапия.

Прогноз и профилактика

Фонастения имеет благоприятный прогноз: после достаточного отдыха голосовая функция восстанавливается. Однако при повторных речевых и вокальных нагрузках возможны рецидивы срыва голоса. Лица, находящиеся в группе риска по развитию дисфонических расстройств, должны систематически наблюдаться у фониатра.

Предотвратить первичное развитие фонастении и ее повторные эпизоды помогает соблюдение гигиены голоса, правильная голосопостановка у вокалистов и актеров, спокойная негромкая речь, исключение нагрузок в период физиологической мутации голоса, во время ОРВИ. Необходимо минимизировать действие стрессовых факторов, повышать психологическую устойчивость.

Источник

Фонастения – это слабость или быстрая истощаемость голоса вплоть до его потери. Чаще всего она развивается у людей голосовых профессий.

Признаки

В большинстве случаев при фонастении каких-либо характерных изменений в голосовом аппарате, которыми можно было бы объяснить жалобы пациентов, нет. У страдающих фонастенией быстро устает голос, при разговоре в горле возникает першение или жжение, причем каждый раз эти ощущения могут возникать в разных частях шеи, глотки и даже груди. Также наблюдается повышенное слюноотделение, отхаркивание и кашель. Если такие люди продолжают разговаривать или петь после появления первых симптомов, голос начинает дрожать, прерываться, меняется его тембр. Если и дальше напрягать связки, голос пропадает.

Описание

Голосовой аппарат – сложная система, состоящая из дыхательного аппарата, гортани с голосовыми связками и резонаторной области. Основной его элемент – гортань – трубка, состоящая из 5 хрящей и соединяющая трахею с глоткой. Голос образуется при колебании голосовых связок – особых складок гортани. Дыхательный аппарат (легкие, трахея, бронхи и диафрагма) обеспечивает прохождение воздуха через связки.

Процесс речи начинается со вдоха. В этот момент воздух нагнетается в легкие. Затем по команде импульсов, идущих из головного мозга, голосовые связки смыкаются и голосовая щель закрывается. В этот момент начинается выдох. Воздух, выходя из легких, наталкивается на сомкнутые связки, давит на них, связки начинают колебаться под напором воздуха, и получается звук.

Важна для голоса и резонаторная область (носовая полость с придаточными пазухами) – в ней звук усиливается и приобретает определенный тембр. И состояние носовой полости и пазух очень важно для правильности звуков.

При нарушении координации между дыханием, фонацией (использованием гортани для получения звука), артикуляцией и деятельностью резонаторов развивается фонастения. Она может развиться при переутомлении, злоупотреблении голосом или стрессе, может быть истинной и ложной. Истинная фонастения вызвана психическими травмами, или хроническими интоксикациями организма, а ложная развивается при переутомлении у тех, кто работает голосом (экскурсоводы, преподаватели) в результате высокой нагрузки на голос и неправильного строения голосового аппарата.

Течение фонастении может быть острым или хроническим. Острая фонастения возникает при перегрузке голосового аппарата. Однако изменений в речевом аппарате пока нет. А если болезнь не лечить, она переходит в хроническую стадию.

При хронической фонастении при ларингоскопии можно заметить гиперемию голосовых связок, утолщение их свободного края, их неполное смыкание.

Диагностика

Диагноз «фонастения» ставится на основании жалоб пациента и слышимых изменений голоса. При ларингоскопии видны незначительные изменения слизистой оболочки и вялость голосовых складок. Однако при стробоскопии можно заметить асинхронность колебания голосовых связок.

Лечение

Лечение фонастении строго индивидуальное. Прежде чем начать лечение фонастении, нужно выяснить причину ее возникновения. От этого будет зависеть выбор метода лечения. При лечении страдающих фонастенией используют

  • психотерапевтические методы;
  • физиотерапию;
  • медикаментозное лечение.

При этом часто назначают седативные (успокаивающие) средства, ингаляции с настоями трав (ромашка, шалфей, эвкалипт, календула). Для улучшения питания тканей гортани применяют электрофорез на область гортани, часто для этого назначают биогенные стимуляторы – сок каланхоэ, растительные масла с добавлением витамина В2, настойку аралии, лимонника, экстракт элеутерококка. Также врачи рекомендуют поливитамины, гимнастику, прогулки и водные процедуры.

Обязательное условие при лечении фонастении – полный голосовой покой в течение как минимум 1 недели. При хронической фонастении этот период может увеличиваться до 2-3 недель.

Профилактика

Основной метод профилактики фонастении – фонопедия – обучение управлению голосом. Правильная постановка голоса очень важна для людей со слабым голосовым аппаратом. В противном случае им придется менять профессию на более молчаливую. В процессе постановки голоса необходимо найти удобную его подачу с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Также необходимо устранить нарушения дыхания, если они есть.

Если по работе приходится много говорить, необходимо соблюдать режим работы, не перенапрягать голос, при возможности пользоваться микрофоном или громкоговорителем.

Еще одно важное профилактическое правило – необходимо своевременно лечить воспалительные заболевания горла, носа и придаточных пазух.

© Доктор Питер

Источник

Мировая музыкальная практика свидетельствует, что пение (сольное, групповое или хоровое) является наиболее любимым видом музыкального исполнительства у большинства детей. Певческая деятельность – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна вокально-слуховая координация, т.е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Пение – это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т.д.  В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки; укрепляется голосовой аппарат ребёнка. Исполнение песни позволяет ребенку не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.

Читайте также:  Стригущий лишай у кошек фото лечение в домашних условиях быстро

Пение, по мнению выдающегося педагога-музыканта Н.Л. Гродзенской, – это «увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент». Пение как исполнительский процесс развивает у ребенка не только чисто музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку), но и такие психические процессы и качества личности, как внимание, воображение, память настойчивость в преодолении трудностей, умение слушать и воспроизводить мелодию песни.

Специфика организации музыкальной (певческой, инструментальной, вокально-хоровой) деятельности, как в рамках общеобразовательной школы, так и в учреждениях дополнительного художественного образования, заключается в том, что здесь в качестве учебного материала выступают художественные ценности, накопленные человечеством в области музыкального искусства. Поэтому проблема выбора учебного музыкального материала всегда волновала ведущих педагогов-музыкантов нашей страны     (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Менабени, В.И. Петрушин, Н.А. Терентьева,                 В.Н. Щацкая, Б.Л. Яворский и др.), утверждавших, что музыкальное образование необходимо осуществлять на высокохудожественном, интересном, образно доступном и максимально разнообразном по языку и стилям музыкальном материале, позволяющем наиболее эффективно решать поставленные педагогические задачи.

Взаимосвязь занятий пением с болезнями голосового аппарата у учащихся в классе сольного пения, вокальный ансамбль, хоровой класс объясняется еще и большими нагрузками. При этом обучающиеся чаще подвержены этим болезням, чем состоявшиеся вокалисты.

 Многие с первых лет обучения вынуждены посещать фониатора. Часто в раннем возрасте определяются стойкие изменения и заболевания голосового аппарата как функционального так и органического характера. Вероятность того, что подобные изменения сформировались за короткий срок обучения невелика, поэтому, очевидно, что изменения в системе голосового аппарата присутствовали у них и ранее (что подтверждается анамнезами заболевания таких пациентов).

В период формирования, когда голос требует особо бережного отношения, многие закрывают на это глаза, что не может не сказаться в будущем на состоянии здоровья [7, 34].

Самой распространенной причиной возникновения болезней голоса в детском и юношеском возрасте считается нерациональный голосовой режим. Гортань ещё не сформирована и поэтому не рассчитана на нерационально завышенную нагрузку.

К сожалению, в большинстве учебных заведений даже при поступлении в вокальные коллективы учащиеся не всегда осматриваются фониатром, что увеличивает риск развития заболеваний органов гортани.

Среди профессиональных заболеваний голоса первое место занимает фонастения. Под фонастенией обозначают болезни голоса, которые сопровождаются нарушениями его функций без видимых объективных изменений в структуре голосового аппарата. Причинами являются множество факторов. Главная роль отводится нерациональному голосовому режиму. Излишние перенапряжения, чрезмерное употребление крайне верхнего или крайне нижнего диапазона, пение в несоответствующей тесситуре, форсирование всё это неблагоприятно сказывается на функциональных возможностях голосового аппарата. Существует мнение, что катализатором развития фонастении является неправильная постановка голоса.

Причинами изменений в голосе могут быть и нервные расстройства (процент которых значителен): заболевания, потрясения, истощение, истерии, а также малокровие, заболевания дыхательной системы, женской половой системы, пение в менструальном периоде и, наконец, разные формы истерических заболеваний.

Очень важно обращать внимание именно на расстройства голосового аппарата функционального характера, поскольку их влияние на голос является разрушительным [8, 69].

Диагностирование фонастении затруднительно (нарушения голоса не сопровождаются видимыми нарушениями голосового аппарата), а врачебные мероприятия фониатра малоэффективны, поэтому это заболевание считается очень тягостным для вокалистов.

Характерными жалобами являются сухость в горле, затруднения в процессе пения, утрата звучности голоса, необходимость длительного разогрева голоса, постоянное желание откашляться.

Важно отличить истинную симптоматику от преувеличенных ощущений (свойственных многим). Иллюзорные болезни обычно проходят быстро, так же как и появляются.

Для более точной оценки состояния голосового аппарата вокалиста необходимо провести функциональное исследование голоса с оценкой регистра, диапазона, характера звучания и  качества интонации [8, 32].

Однако и этот метод диагностики не может дать 100% точность из-за сопутствующих патологий: изменение тембра голоса, де-, дистонирование, тремолирование звука, тусклость отдельных регистров голоса или тонов, дрожание гортани, надгортанника, мягкого неба, нижней челюсти, языка, губ. Подобное наблюдается лишь в запущенных стадиях болезни, когда петь уже невозможно.

Чаще всего к врачу обращаются на ранних стадиях заболевания с невыраженной клиникой. Объективных признаков дефекта голосового аппарата при этом выявить не удаётся. Лишь на поздних стадиях при осмотре можно обнаружить характерную для фонастении картину: слизь, ослабленное натяжение голосовых связок, иногда приобретающих сине-фиолетовый оттенок при фонации (при спокойном дыхании нормальная розовая окраска), дрожание подбородка и гортани,

Ещё одним методом диагностики является стробоскопия. Это наблюдение за движением голосовых связок непрямой ларингоскопией с применением прерывистого света (с помощью стробоскопа).

В результате функциональных нарушений, точнее из-за плохого смыкания связок, возникает расстройство голосообразования. Отсюда возникают проблемы с дыханием, а, следовательно, быстрая утомляемость, перебои звуковоспроизведения, отдельные регистры или ноты могут выпадать, тембр ухудшается.

Существует и так называемая ложная фонастения, встречающаяся у вокалистов с чрезмерной нервной возбудимостью. Ложная фонастения является лишь одним из симптомов общего нервного состояния, не являясь нозологической единицей.

Лечение фонастении является в основном общеукрепляющим и предусматривает устранение причины, инициирующей развитие заболевания. Поскольку большой процент приходится на нарушения нервной системы, стоит начать именно с её укрепления. В комплекс лечения входит укрепление общего тонуса и психологическое воздействие на пациента.

Из физиотерапевтических процедур при фонастении очень эффективны гидропроцедуры (обтирание водой, хвойные ванны), электризация, диатермия, массаж, гармоническая вибрация (по Малютину), синхронная фарадизация. Ряд авторов рекомендует лечение фонастении методом иглорефлексотерапии. Также распространено полоскание горла настойкой из листьев шалфея, цветов ромашки.

Читайте также:  Опухла щека и десна лечение в домашних условиях

Если рассматривать медикаментозное лечение, то при органических нарушениях нужно воспользоваться противовоспалительной терапией, антигистаминными средствами, инстилляцией масел в гортань. Если выражены вазомоторные изменения, то хороший лечебный эффект окажут вливания в гортань масел в сочетании с суспензией гидрокортизона и витамином С.

При фонастении широко показана дополнительная седативная терапия (седуксен, элениум, тазепам). Для повышения тонуса этим лицам рекомендуется назначать пантокрин, женьшень. Для профилактики инфекционных осложнений рекомендуется использовать фузафунгин (биопарокс).

Для профилактики рецидива фонастении необходимо оберегать себя от нервных напряжений, избегая перенапряжений и различных конфликтных ситуаций.

Интересен такой метод лечения как заглушение, под воздействием которого довольно быстро исчезают длительные парезы голосовых связок, несмыкание, вялость и другие патологические изменения в функциональном голосообразовательном аппарате. Принцип действия сводится к стимуляции голосовых связок, их тонуса.

Даже абсолютно здоровые люди, подвергшиеся заглушению, начинают говорить более громким и высоким голосом, чем обычно.

Метод заглушения широко распространен в настоящее время в западноевропейских ларингологических клиниках и в фониатрических учреждениях для лечения функциональных болезней голосового аппарата.

Сам образ жизни вокалистов значительно влияет на склонность к ряду заболеваний [8, 55].

Иногда наблюдаются сложно объяснимые случаи, когда вокалисты с сильно изменёнными структурами голосового аппарата великолепно поёт, другое дело как это скажется на голосе в дальнейшем, но иногда даже  при незначительных изменениях вокалист теряет способность петь, или говорить.

Богатый голосовой материал можно встретить не часто, при условии, что в течение жизни многие этот дар утрачивают по разным причинам.

К сожалению, с каждым годом всё чаще у знаменитых, выдающихся певцов выявляются дефекты в системе голосового аппарата, которые значительно мешают работе профессионалов.

Подводя итог, хочется как-то обезопасить вокалистов. Возникает необходимость создать обязательные для всех вокалистов врачебно-фониатрической диспансеризации от детей до профессиональных, заслуженных мастеров. Скорее всего, процент фонастений особенно в запущенных стадиях, снизится, благодаря своевременному выявлению проблем в системе голосового аппарата [16, 46].

список ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аникеева З. И. Клинические особенности нарушений голоса у населения мегаполиса // Вестник оториноларингологии. 2007. № 1. С. 14–21.
  2. Бабияк В. И., Накатис Я. А. Клиническая оториноларингология: руководство для врачей. СПб. : Гиппократ, 2005. 800 с.
  3. Бунькова А. Д., Пичугина Л. Н., Самакаева М. Ю. Мир полон звуков: учебное пособие; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.». Екатеринбург, 2015. 68 с.
  4. Бунькова А. Д. Ассоль: хрестоматия по вокально-хоровой работе: учеб. — метод. пособие для бакалавров направления 050100 «Пед. образование», профилей «Муз. образование» и «Худож. Образование» (муз.-компьютер. технологии). Тетр. 2 / А. Д. Бунькова, Л. Н. Пичугина ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т муз. и худож. образования. Екатеринбург: [б. и.], 2011. 66 с.
  5. Бунькова А. Д. Детство: хрестоматия по вокально-хоровой работе: учеб. — метод. пособие для бакалавров направления 050100 «Пед. образование», профилей «Муз. образование» и «Худож. образование» (муз.-компьютер. технологии). Тетр. 1 / А. Д. Бунькова, Л. Н. Пичугина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т муз. и худож. образования. Екатеринбург: [б. и.], 2011. 66 с.
  6. Бунькова А. Д. Учимся, играя: Песни, хоры и пьесы для детей млад. шк. Возраста /Предисл. М. Ю. Самакаевой; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [Б.и.], 1999. 94с.
  7. Василенко Ю. С. Профессиональные нарушения голоса у лиц речевых профессий, их лечение, профилактика: автореф. дис. … д-ра мед. наук. М., 1974. 49 с
  8. Вотинцев А. В., Самакаева М. Ю. Музыкально-компьютерные технологии в профессиональной деятельности руководителя вокально-хорового ансамбля: учебное пособие по дисциплинам: «Управление певческой деятельностью», «Методика обучения и воспитания в области музыкального образования» для студентов направления «05.01.00.62 – Педагогическое образование профиль «Художественное образование» (Музыкально-компьютерные технологии). ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.». Екатеринбург, 2012. 88 с.
  9. Готовяхина Т. В. Ранняя диагностика парезов и параличей мышц гортани при операциях на щитовидной железе // Рос. оториноларингология. 2009. Приложение № 2. С. 311–317.
  10. Дайхес Н. А., Быкова В.П. Клиническая патология гортани / Руководство-атлас для последипломного обучения специалистов научных, лечебных и учебных медицинских учреждений. М. : МИА, 2009. 160 с.
  11. Дайхес Н. А., Осипенко Е. В. Состояние фониатрической помощи в России /VIII Российский конгресс оториноларингологов «Наука и практика в оториноларингологии». Москва, 10–11 ноября 2009 г. : сб. науч. трудов. С. 89–90.
  12. Доронина Л. М., Дорохова Е. В., Матвеева С. В. Функциональные дисфонии и их лечение в фониатрическом центре /Междисциплинарные проблемы голоса, патологии уха и дыхательных путей: науч.-практ. конф. с междунар. участием «Междисциплинарные проблемы голоса». Омск, 14–15 апр. 2011 г.: сб. науч. трудов. 2011. С. 57–61.
  13. Иванченко Г. Ф., Демченко Г. В. Этиопатогенетнческое лечение заболеваний голосового аппарата //Материалы XVII съезда оториноларингологов России. Н. Новгород, 2006. С. 182.
  14. Казарина О. В. Научное обоснование совершенствования фониатрической помощи в Российской Федерации: дис. на соиск. учен. степени канд. мед. наук. М., 2014. 129 с.
  15. Лаврова Е. В. Логопедия: основы фонопедии: учебное пособие рек. УМО вузов РФ. М.: Академия, 2007. 144 с.
  16. Фомина М. В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий: методические указания. М., 2004.[schema type=»book» name=»ФОНАСТЕНИЯ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ» description=»В статье рассматриваются проблемы патологии, приводящие к нарушениям голоса (фонастения), методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону у детей, занимающихся в классе сольного пения, вокальный ансамбль. » author=»Бунькова Анна Дмитриевна, Васнина Анжела Владимировна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-15″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]

Источник