Дисфункция слуховой трубы лечение в домашних условиях

Для острого слуха необходима бесперебойная работа всех структур органа, в частности евстахиевой трубы. На нее возложена роль воздуховода и регулятора давления в ушной полости.
Заложенность в ухе и посторонние звуки при глотании – первые признаки дисфункции слуховой трубы. Разберемся, почему развивается данная патология и как с ней справиться во избежание осложнений.
Немного о строении и функциях слуховой трубы
Слуховая, или евстахиева, труба – канал, соединяющий полость среднего уха с носоглоткой. Выполняет важную функцию регулятора давления по обе стороны от барабанной перепонки, чем поддерживает равновесие между давлением в ушной полости и атмосферным. Таким образом обеспечивается правильное проведение звуковых колебаний к лабиринту.
Вентиляционной функцией предназначение трубы не ограничивается. Она также наделена способностями:
- дренажа – обеспечивает отток воспалительного экссудата из среднего уха;
- защиты – оберегает слуховой канал от воздействия громких звуков.
Состоит орган из двух отделов – костного и хрящевого. Первый начинается в барабанной полости и соединяется с эластичным хрящом, основа которого находится в глоточном устье. По форме напоминает два конуса, повернутых вершинами друг к другу.
Слизистая оболочка евстахиевой трубы покрыта эпителием, содержит большое количество лимфатических фолликулов и желез. Связь с центральной нервной системой обеспечивается барабанным нервом.
У взрослого человека длина трубы составляет около 36 мм, у маленьких детей она шире и короче.
Ухудшение проходимости слуховой трубы или полная ее закупорка называется дисфункцией, основным симптомом которой выступает нарушение слуха.
Типы дисфункции
В медицинской практике распространены три формы дисфункции евстахиевой трубы:
- рефлюкс, то есть заброс желудочного секрета из ротоглотки в устье тимпанальной трубы;
- полная закупорка или обструкция трубы;
- зияющая труба.
Рефлюксная болезнь или гастроэзофагит в хронической форме приводит к обратному забросу содержимого желудка в носоглотку, а затем в ушную полость. Кислая субстанция раздражает слизистую и вызывает патологический процесс в среднем ухе.
Обструкция слухового канала может быть острой и хронической. В первом случае первопричиной обычно служит простудное заболевание с образованием воспалительного выпота. Хроническая форма связана с кистами и посттравматическим рубцевании внутренних тканей.
Причиной зияния слуховой трубы может стать атрофия мышечных структур, обеспечивающих ее физиологическое натяжение. В результате возникает большой просвет, стенки истончаются, становятся дряблыми, теряются защитная и вентиляционная функции.
Причины и симптомы патологии
Дисфункция евстахиевой трубы встречается как у детей, так и у взрослых. Причины патологического процесса кроются в нескольких предрасполагающих факторах:
- анатомических нарушениях строения органа, в частности аденоидах, опухолях, расщелинах неба;
- врожденных аномалиях, а именно дисфункции мышц мягкого неба, переизбытке слизистых желез, недоразвитости хрящевого отдела;
Функциональные патологии чаще встречаются у грудничков, что приводит к развитию хронического серозного отита.
- аллергических реакциях, в особенности сезонном рините;
- постоянных перепадах атмосферного давления;
- инфекционных процессах верхних дыхательных путей;
- постоперационных осложнениях.
Симптоматика заболевания на первых этапах смазанная. Наблюдается некоторое ухудшение слуха, исчезающее после проглатывания или зевания. Со временем появляются посторонние звуки в ушах, тяжесть в голове, напряжение в слуховом проходе, выделение экссудата. Требуется комплексная диагностика и лечение во избежание необратимой тугоухости.
Способы лечения
Лечение дисфункции слуховой трубы направлено на устранение причины нарушения и восстановление слуха. Терапевтическая схема подбирается индивидуально по результатам диагностики: аудиометрии, тимпанометрии, исследования вентиляционной и дренажной функций.
В большинстве случаев применяются консервативные методики, при необратимых расстройствах прибегают к хирургическому вмешательству. Вспомогательную роль на пути к выздоровлению играет физиотерапия и специальные упражнения.
Медикаментозная терапия
Терапию неосложненных состояний начинают с применения лекарств, снимающих воспаление и отечность:
- сосудосуживающих капель в нос;
- антигистаминных препаратов от аллергии;
- противовоспалительных средств;
- антисептических и анальгезирующих ушных капель.
Хорошим противовоспалительным и анальгезирующим действием обладают капли Отипакс и Отинум.
«Высокую эффективность при дисфункции трубы показывает препарат Дипроспан из группы кортикостероидов. Используется инъекционная форма паратубарным методом. Три процедуры с интервалом в 7 дней снимают отечность и воспаление, восстанавливают проходимость, вентиляцию и дренаж барабанной полости».
Иван Комарин, отоларинголог
Хирургические методы
При неэффективности консервативной терапии и длительной дисфункции трубы проводится хирургическое вмешательство. Операция назначается редко по строгим показаниям, а именно при:
- аденоидном разрастании;
- гипертрофии нижних носовых раковин;
- увеличении тубарной миндалины;
- разрастании опухолевого образования.
По возможности применяются щадящие хирургические методики, например лечение лазером. Но такая процедура чревата повреждением эпителиального слоя и рубцеванием тканей с последующим уменьшением просвета слухового канала.
Стандартная операция предполагает электрокоагуляционные методики удаления гипертрофированных тканей и новообразований. Ликвидацию патологических изменений проводят с помощью биполярного коагулятора.
Физиотерапия
Медикаментозную терапию рекомендуется дополнять физиопроцедурами. Они ускоряют регенеративные процессы в тканях среднего уха, улучшают проводимость барабанной перепонки, повышают слуховые возможности. При дисфункции используются следующие физические методы лечения:
- эндауральный фоноэлектрофорез с введением лечебных растворов;
- УВЧ-терапия для уменьшения отечности и давления;
- электрическая стимуляция мышц для повышения вентиляционных функций;
- продувание слухового прохода баллоном по Политцеру, методом Вальсалвы;
- катетеризация ушного канала с Гидрокортизоном.
Физиотерапия – вспомогательная методика, не используется в качестве основного способа лечения.
Физиотерапевтические методы не применяются во время обострения заболеваний носоглотки и уха.
Лечебные упражнения
С целью восстановления слуха врачи рекомендуют выполнять комплекс упражнений. Гимнастика для ушей проводится ежедневно в утреннее и вечернее время. Необходимо сесть перед зеркалом, расслабиться и сделать несколько простых движений:
- широко зевнуть, чтобы почувствовался щелчок в ухе;
- аккуратно подвигать нижней челюстью в стороны;
- сделать пустой глоток с открытым ртом, а также с закрытым ртом и зажатым носом;
- проглотить немного жидкости с зажатым носом;
- высунуть максимально язык и подвигать им вперед, назад и в стороны;
- сделать выдох с закрытым носом и ртом, направляя воздух через носовой ход;
- выполнить вдох одной ноздрей, а выдохнуть через другую.
Все движения должны быть аккуратными и неспешными, чтобы не нанести вред.
Первое время достаточно повторять каждое упражнение до 5 раз. Затем следует потихоньку увеличивать количество подходов, но не более 20 раз в течение месяца.
Осложнения дисфункционального расстройства слуха
Длительная дисфункция слуховой трубы на фоне неэффективного лечения может привести к опасным последствиям:
- кондуктивной потери слуха;
- нейросенсорной тугоухости;
- онкологическим образованиям носоглотки;
- экссудативному среднему отиту;
- наростам, кистам, рубцеванию тканей;
- безвозвратной глухоте.
Тяжелых осложнений можно избежать, если обратиться к врачу при первых признаках нарушений и провести комплексную терапию.
Прогноз
Исход болезни зависит от множества факторов. В первую очередь, на длительность выздоровления и возможность восстановления функций евстахиевой трубы влияет первопричина патологии.
Если дисфункция возникла на фоне простудных заболеваний или аллергических реакций, то это обратимый процесс. Адекватное лечение и реабилитационные процедуры в большинстве случаев приводят к полному излечению болезни.
Врожденные аномалии, травмы, опухоли, серьезные изменения структуры слухового органа осложняют ситуацию. Иногда удается вернуть слух хирургическим методом. Нередко дисфункция переходит в хроническую форму, требующую постоянного контроля.
Особенно важно вовремя обнаружить болезнь у ребенка, чтобы не допустить развития тугоухости и хронизации процесса.
Выводы: причины и лечение дисфункции слуховой трубы
Дисфункция слуховой или евстахиевой трубы – серьезное заболевание, напрямую влияющее на слуховые функции. Его нельзя оставлять без внимания из-за риска тяжелых осложнений, особенно в детском и зрелом возрасте.
Временные нарушения на фоне инфекции дыхательных путей и сезонной аллергии устраняются консервативными методами. Функциональные расстройства и аномалии строения органа слуха требуют оперативного вмешательства. Хорошую помощь на пути к выздоровлению оказывают физиопроцедуры и специальные упражнения.
Главное, своевременно обратиться к отоларингологу, пройти аудиодиагностику и провести комплексное лечение. Прогноз при неосложненной патологии благоприятный –восстанавливается слух и повышается качество жизни.
Источник
Íà âîëíå ïîñòîâ ïðî òî, êàê æèâåòñÿ ëþäÿì ñ ðàçíûìè áîëåçíÿìè è îñîáåííîñòÿìè îðãàíèçìà, õî÷ó ðàññêàçàòü, êàêîâà æèçíü äàëåêî íå ïåíñèîíåðà ñ õðîíè÷åñêîé òóãîóõîñòüþ àæ 4 ñòåïåíè íà îáà óõà.
Êîãäà-òî ó ìåíÿ áûë ïðåêðàñíûé ñëóõ, íî êîãäà ìíå áûëî ëåò 9-10, ñòàëè çàìå÷àòü, ÷òî ÿ ÷àñòî ïåðåñïðàøèâàþ. Ïîøëè ê ËÎÐó, íàì ñêàçàëè ó âàñ àäåíîèäû â íîñó. Îíè èìåëè ìåñòî, íî íàñòîÿùàÿ ïðè÷èíà âûÿâèëàñü ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò, êîãäà ïîñòàâèëè âåðíûé äèàãíîç – õðîíè÷åñêàÿ äâóñòîðîííÿÿ ñåíñîíåâðàëüíàÿ òóãîóõîñòü. Íà òî âðåìÿ ìíå äàëè 2 ñòåïåíü, ñåé÷àñ ìíå 24 è ó ìåíÿ óæå 4-ÿ, òî åñòü äàëüøå óæå ãëóõîòà. Ïðè÷èíà – ïëîõàÿ ïðîâîäèìîñòü ñëóõîâûõ íåðâîâ.
Ïðåäûñòîðèÿ: ìíå â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå ñäåëàëè èíúåêöèþ àíòèáèîòèêà ïåíèöèëëèíîâîé ãðóïïû, ïîñëå ÷åãî ÿ âåñü ïîøåë ñèíèìè ïÿòíàìè è ÷óòü íå îòúåõàë. Íî ýòî äàëî îòîòîêñè÷åñêèé ýôôåêò, ïðè÷åì ïðîÿâèëîñü âñå ñïóñòÿ ìíîãî ëåò, â ïåðèîä àêòèâíîãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà, áëèæå ê ïåðåõîäíîìó âîçðàñòó. Ïî êðàéíåé ìåðå ýòó êàðòèíó ìíå íàðèñîâàë âðà÷ èç ìîñêîâñêîé êëèíèêè, è îíà âûãëÿäèò íàèáîëåå ïðàâäîïîäîáíîé.
Òàê ÷òî æå ÿ ñëûøó (áåç ñëóõîâûõ àïïàðàòîâ (ÑÀ))?  áàíàëüíîì ñìûñëå ÿ ñëûøó ìíîãî ÷åãî. À âîò êà÷åñòâî çâóêà…èç-çà ïëîõîé ïðîâîäèìîñòè ñëóõîâûõ íåðâîâ â ìîçã ïîñòóïàþò ïðèãëóøåííûå è ñèëüíî êîðÿâûå èìïóëüñû.  ðåçóëüòàòå íå óäàåòñÿ ðàçîáðàòü, ÷òî òåáå ãîâîðÿò, ðå÷ü íàïîìèíàåò ìÿìëèíüå, íåïîíÿòíûé íàáîð çâóêîâ, èç êîòîðûõ ÿ ïûòàþñü âûñëóøàòü êóñî÷êè ñëîâ, ÷àñòü ðàçîáðàòü ïî ãóáàì, íó à ÷àñòü – ïî äîãàäêå. À åñëè ãîâîðÿò ñðàçó íåñêîëüêî ÷åëîâåê – âîîáùå áåç øàíñîâ ÷òî-òî ðàçîáðàòü. Òî åñòü íóæíî ïîéìàòü ñóòü òîãî, ÷òî òåáå ãîâîðÿò. Íåçíàêîìûå ëþäè î÷åíü ÷àñòî ïðèíèìàþò ìåíÿ çà òóïîãî, îñîáåííî åñëè ïîñòåñíÿòüñÿ è íå ñêàçàòü ñðàçó ÷òî òû íå ñëûøèøü (à ÿ èíîãäà ñòåñíÿþñü – ÿ âåäü íå äåä). Îáùàòüñÿ â òàêîì ðåæèìå – äàëåêî íå óäîâîëüñòâèå, ãîëîâà óñòàåò, è ïîòîì òû ñëûøèøü åùå õóæå. Íå óäîâîëüñòâèå ýòî è äëÿ ñîáåñåäíèêà, êîòîðîìó ïðèõîäèòñÿ îðàòü, äà åùå è ïîâòîðÿòü íå ïî ðàçó. È ÿ ýòî ïîíèìàþ, ïîíèìàþ ÷òî ëþäÿì òðóäíî ñî ìíîé ðàçãîâàðèâàòü è îíè íå õîòÿò ïî ýòîé ïðè÷èíå ñî ìíîé ãîâîðèòü, äàæå óáåãàþò èíîãäà, ïîýòîìó ãîâîðþ ÿ ñ êåì-òî òîëüêî ïî êðàéíåé íåîáõîäèìîñòè. Äàæå äîìà. Ñî ìíîé íèêòî íå õî÷åò ïîãîâîðèòü. Ïîæàëóé, ýòî ñàìîå îáèäíîå. Ïî ýòîé æå ïðè÷èíå ó ìåíÿ íåò äðóçåé, íå ñ÷åñòü, ñêîëüêî ðàç êî ìíå ïîäõîäèëè (èëè ÿ ïîäõîäèë) ñ öåëüþ ïîáåñåäîâàòü, ïîçíàêîìèòüñÿ, íî ëþäè, ðàññóñîëèâ ÷òî è ê ÷åìó, êàæäûé ðàç èìåëè íà ëèöå ìûñëü “äà ÷åãî åìó ïîâòîðÿòü ñòîÿòü, ïîéäó âîí ñ Âàñüêîé ëó÷øå ïîáîëòàþ”, è îíè øëè è îáùàëèñü ñ äðóãèìè ëþäüìè, à ÿ óæå áûë íå íóæåí. Ïîíà÷àëó ÿ öåïëÿëñÿ çà òåõ, êòî èçúÿâëÿë æåëàíèå ñî ìíîé îáùàòüñÿ, íî ëþäè áåçíàäåæíî óõîäèëè îò âñÿêèõ ðàçãîâîðîâ.
Òàê ÿ îïóñòèëñÿ íà ñàìîå äíî (à ìîæåò íàîáîðîò ïîäíÿëñÿ äî 90 óðîâíÿ?) â ïëàíå âåðáàëüíîãî îáùåíèÿ – êàê çàíÿòèå, êàê èñòî÷íèê ðàçâëå÷åíèÿ îíî ìíå áîëüøå íå íóæíî. Òî åñòü ÿ ãîâîðþ ñ êåì-òî “ïî äåëàì”, à áîëòîâíÿ – íå äëÿ ìåíÿ, ÿ ïðîñòî ïðèâûê.Íàó÷èëñÿ îáõîäèòüñÿ áåç ýòîãî. Êîãäà êòî-òî ïîäõîäèò ïîáîëòàòü – âîñïðèíèìàåòñÿ ýòî êàê îáóçà, – íóæíî íàïðÿãàòü óøè è ìîçãè, ÷òîáû ïîéìàòü ñóòü ðàçãîâîðà, êîòîðûé íè÷åãî íå çíà÷èò. È âñå-òàêè âåðáàëüíîå îáùåíèå çàëîæåíî â íàñ ñ äåòñòâà, òàê êàê ìû, ëþäè, ñóùåñòâà ñîöèàëüíûå, è âðåìÿ îò âðåìåíè ÷óâñòâóåøü íåõâàòêó íåîáõîäèìîñòè ñ êåì-òî ïîãîâîðèòü. Òîãäà âêëþ÷àåòñÿ ôàíòàçèÿ, è òû âîîáðàæàåøü êàê îáùàåøüñÿ ñ æåëàåìûì ïåðñîíàæåì, ãîâîðèøü ñàì ñ ñîáîé “ïðî ñåáÿ”, à èíîãäà è âñëóõ (íå íà ëþäÿõ êîíå÷íî). Êòî-òî ñêàæåò, ÷òî ìíå ïîðà â ïñèõóøêó, íî ÿ äóìàþ ýòî çàêîíîìåðíàÿ àäàïòàöèÿ ê ðåàëüíîñòè, è íà äàííûé ìîìåíò íå ñêàæó, ÷òî ìåíÿ ýòî ïîëíîñòüþ óñòðàèâàåò, íî ïî êðàéíåé ìåðå ÿ ýòèì óñïåøíî îáõîæóñü.
Ïî ïîâîäó ðàáîòû,ó÷åáû è ïðî÷åå…
Òàê êàê ÿ ãëîõ è ãëîõíó äàëüøå, òî ñòàíîâèòñÿ âñå òðóäíåå. 11 êëàññîâ è äâà ïåðâûõ êóðñà óíèâåðà çàêîí÷èë ñàì, íà óðà, ïîëüçîâàëñÿ îäíèì ñëóõîâûì àïïàðàòîì íà çàíÿòèÿõ. 3-4 êóðñ óæå òðóäíåå, ïåðåïèñûâàíèå ëåêöèé, áåñêîíå÷íûå ðàññïðîñû “÷å íàì çàäàâàëè”, áëàãî åñòü ñîöñåòè, ãäå ìîæíî âñå íàïèñàòü è òåáå äîõîä÷èâî îòâåòÿò. Ñàìàÿ æåñòü – ìàãèñòðàòóðà. “ß ñâîæó è íèõðåíà íå ñëûøó, íèõðåíà” (ñ) Ôðýíêè Óàèëä))). Ñëûøàë 50% ëåêöèé, è ýòîò øëàê ïèñàë â êà÷åñòâå ëåêöèè)) Ê òîìó âðåìåíè ÿ âñå ðàâíî óæå ïîíÿë, ÷òî íà ëåêöèÿõ íè÷åãî íóæíîãî è âàæíîãî íå ãîâîðÿò, òîëüêî âîäîé ïîëèâàþò. Áîëüøå âñåãî ìó÷àëñÿ ñ äèïëîìíîé ðàáîòîé, çàêîí÷èâ â èòîãå ñ êðàñíûì äèïëîìîì (òîëüêî çà÷åì îí ìíå – ÕÇ). Õîðîøî, ÷òî åñòü íîðìàëüíûå ëþäè, ãîòîâûå âñåãäà ïîìî÷ü.
Ñ ðàáîòîé áåäà.  21 âåêå áîëüøèíñòâî ðàáîòû ñâÿçàíî òàê èëè èíà÷å ñ ðàáîòîé ñ ëþäüìè. Áåç òåëåôîíà íå îáõîäèòñÿ äàæå êóðüåð ñ ïðîäàâàíîì (ïî òåëåôîíó ÿ ïîñëåäíåå âðåìÿ íå ãîâîðþ äàæå ñ ðîäíûìè – áåñïîëåçíàÿ òðàòà âðåìåíè, ïðîùå íàïèñàòü â ìåññåíäæåðå), ïîýòîìó íèêòî íèêóäà áðàòü íå õî÷åò. Âñïîìèíàþ êàê ÿ áûë íà ñîáåñåäîâàíèè íà äîëæíîñòü äâîðíèêà, òàê ãëàâíûå óìû â ëèöå íà÷àëüíèêîâ, çàìîâ è ïðî÷èõ ñòîÿëè âñå âìåñòå ðåïó ÷åñàëè “×¸ æå, áðàòü ïàðíÿ òî èëè íå áðàòü, íå ñëûøèò âåäü). ÄÂÎÐÍÈÊÎÌ ¸ìà¸! ×åãî ìíå òàì ñëóøàòü, òî? Ìåòëó ÷òî-ëè? Âèäèìî “Ìóìó” íå ÷èòàëè.  èòîãå çäðàâûé ñìûñë ïîáåäèë è ìåíÿ âçÿëè. Ïîòîì ÿ äîëãî áîëòàëñÿ áåç ðàáîòû, áûëî ìíîãî “ìû âàì ïåðåçâîíèì” (çà÷åì âîîáùå çâîíèòü ãëóõîìó?), â èòîãå óñòðîèëñÿ â êîíòîðó, ãäå è ñèæó äî ñèõ ïîð íà ìèíèìàëêå. Î ïîâûøåíèè â äîëæíîñòè ðå÷è íå èäåò, ðàáîòà ñ òåëåôîíîì, ó÷àñòèå â ñîâåùàíèÿõ, çàñåäàíèÿõ è ïðî÷åå…
Ïî ïîâîäó ÑÀ. Ñåé÷àñ ó ìåíÿ óæå ïÿòûé è øåñòîé (ò.å. íà îáà óõà), ïîìîãàþò ëèøü îò÷àñòè. Äåëî â òîì, ÷òî áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ïîäîáðàòü ÑÀ íåâîçìîæíî, è ÷åëîâåê óõîäèò èç ñàëîíà ÑÀ áåç íàäåæä ÷òî-ëèáî íîðìàëüíî óñëûøàòü â ñâîåé æèçíè. Ó ìåíÿ ñëó÷àé íà ãðàíè òàêîãî. ß ñëûøó âûñîêèå ÷àñòîòû íà óðîâíå íîðìû, à ïðîâàë ó ìåíÿ â òåõ ÷àñòîòàõ, íà êîòîðûõ êàê ðàç ãîâîðèò ÷åëîâåê (îñîáåííî íèçêèé ìóæñêîé ãîëîñ). Ïîýòîìó, åñëè ïîäòÿíóòü ýòè ÷àñòîòû ïðè íàñòðîéêå ÑÀ, òî âûñîêèå ÷àñòîòû áóäóò óæå íåâûíîñèìî ãðîìêèìè. Êàêîé-òî êîìïðîìèññ íàøëè, ãî àïïàðàòû íå ïîìîãàþò íà âñå 100%. Ñ íèìè ÿ ñëûøó ïðîöåíòîâ 60 òîãî, ÷òî ìíå ãîâîðÿò, åñëè íàïðÿãàòüñÿ. Íîøó òîëüêî íà ðàáîòå, îäåâàþ íà ëþäÿõ, åñëè òðåáóåòñÿ ïîãîâîðèòü. ÑòÎÿò îíè 50 òûñ. ðóáëåé çà êàæäûé. Óøè îò íèõ ÷åøóòñÿ íåâûíîñèìî, â óøàõ îòïîòåâàåò, âñ¸ ýòî ÷àâêàåò, õëþïàåò, ïîñòîÿííûé ñðà÷ â óøàõ, çàáèâàíèå òðóáî÷åê, â îáùåì, ïðèâûêíóòü íåâîçìîæíî, ÷òî áû íå ãîâîðèëè âðà÷è è êàêèå áû ñ÷àñòëèâûå ïëàêàòû íå âèñåëè â ñàëîíå ÑÀ.
Ñïàñèáî âñåì, êòî äî÷èòàë, âñåì çäîðîâüÿ, è ïîáîëüøå!
Источник
Гимнастика и массаж для слуховых труб при тубоотите/евстахеите.
Применяется при любых нарушениях — тубоотит, естахеит, дисфункция слуховой трубы.
ВАЖНО! ВСЕ ПРОЦЕДУРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ НАГНЕТАНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ПОЛОСТИ НОСОГЛОТКИ («ПРОДУВАНИЯ», ПРОБА ВАЛЬСАВА И Т.П.) — ЗАПРЕЩЕНЫ ПРИ НАСМОРКЕ.
Делать ежедневно утром и вечером в одно и то же время.
Каждое упражнение выполняется 7-10 раз, больше не надо.
Особенно эффективно на фоне медикаментозной терапии (назонекс или подобные препараты).
Гимнастика (по порядку):
1. Максимальное высовывание языка, движение языка вперёд — назад и в стороны. Пояснение: язык выдвигать так, чтобы НЕ ощущалось напряжение мышц челюсти, т. е. только напряжение языка. Иначе можно получить подвивих.
2. Зевание. Тут все просто — полезно, приятно.
3. Движение нижней челюстью. Пояснение — из стороны в сторону с ощутимым напряжение в суставе, вперед «как у Габсбургов» ДО ощутимого напряжение (см. пункт 1)
4. Проба Тойнби: пустой глоток с закрытым ртом и зажатым носом; глоток жидкости с зажатым носом. Очень важно — ПОСЛЕ этого упражнения — пара обычных глотков воды.
5. Проба Вальсальва — выдох с закрытым ртом и носом, направляя поток воздуха в нос. Важно — НЕ ДЕЛАТЬ ПРИ НАСМОРКЕ.
Массаж (в любом порядке)
— растирание ушной раковины и мочки уха до ощущения тепла
— очень аккуратное нажатие ладонями на раковину для создания давления — МЕДЛЕННО надавливаем и ЕЩЕ МЕДЛЕННЕЕ отпускаем
— распрямление канала — ухо над козелком ухватили, потянули вниз и назад до ощущения «открытости»
— «пельмень» — сложили ухо так, чтобы оно закрыло канал и надавливаем на него, создавая давление, медленно
Обязательно для поддержания тонуса слуховой трубы:
— надувать шарики воздушные 5-6 раз в день, «по-детски», щеками
— жвачка/леденцы — больше слюны = больше глотательных движений
— пить через трубочки постоянно
— сделать «трубку пигмея» из авторучки и ВЫДЫХАТЬ из нее шарик бумаги в цель
Дисфункция Евстахиевой (слуховой) трубы.
Одним из наиболее важных вспомогательных компонентов слухового аппарата человека является Евстахиева труба. Ей принадлежит функция регулятора давления в среднем ухе, она и воздуховод, и клапан этой системы. Также важно ее защитное и дренажное значение. Поэтому тубарная дисфункция – достаточно актуальна среди проблем отоларингологии и всегда находится в центре внимания медицинских работников, так как ведет к формированию отитов различных форм со стойким хроническим течением.
Дисфункция слуховой трубы (от лат. dis – нарушение, и лат. functio – деятельность) достаточно часто является причиной снижения слуха как у детей, так и у взрослых. Определение этиологических факторов имеет колоссальное значение для выбора методики лечения:
- Риниты и синуситы. Среди источников формирования патологий слуховых труб лидируют заболевания носоглотки и ее пазух, в том числе вирусного и аллергического происхождения. Ведь патологические изменения в слизистой воздухоносных путей ведут к отеку, нарушению носового дыхания, и даже пассивному забросу содержимого носоглотки в полость среднего уха при чихании, глотании.
- Разрастание ткани глоточных и трубных миндалин. Эта причина рассматривается в качестве одной из основных в этиологии тубарной дисфункции.
- Рефлюкс-эзофагит. Экспериментально доказано, что попадание в полость среднего уха пепсина, соляной кислоты, Helicobacter pylori и прочих составляющих желудочного сока также могут явиться корнем патологии слуховой трубы. И сопряжен такой заброс именно с гастроэзофагеальным рефлюксом.
- Анатомические особенности, патологии развития. В основном это нарушения, из-за которых затрудняется нормальный воздухообмен. К ним относятся всевозможные новообразования, искривления носовой перегородки. Такого рода патологии наблюдаются у грудничков и у детей раннего возраста из-за небольшого диаметра канала, значительного числа слизистых желез и недоразвития хряща. К ним относятся: расщелина неба, нарушение работы мышц небной занавески.
- Вегетативные заболевания. Считается, что при резкой парасимпатической стимуляции происходит нарушение аэрации слуховой трубы из-за расширения сосудов и отека слизистой оболочки носоглотки.
- Аэроотит. Отдельно от других причин определяется дисфункция слуховой трубы в результате изменения давления. Спонтанные перепады внешнего давления не в состоянии так быстро распространиться по слуховому каналу, в итоге идет сдавливание устья канала и травматизация компонентов среднего уха.
Патологии слуховой трубы – полиэтиологиические состояния, которые могут развиться в присутствии как одного фактора, так и сочетания нескольких. Лидирующие позиции среди них занимают воспалительные заболевания носоглотки и анатомические аномалии строения самого канала.
Острое воспаление в слуховой трубе часто обусловлено наличием инфекции в носоглотке (стрептококков, грибков, вирусов и пр.) или аллергическими составляющими. Следствием этого является постепенное понижение давления в полости среднего уха. Имеющийся воздух постоянно всасывается и происходит втягивание барабанной перепонки с поступлением в полость транссудата.
При некачественном или несвоевременном лечении катарального воспаления, процесс переходит в хроническую форму, развивается экссудативный средний отит. Чередование обострения и ремиссии приводит к стойкому сужению просвета трубы, спаечному процессу, увеличению тяжести симптоматики.
На ранних этапах заболевания клиническая картина не выражена или совсем отсутствует.
Симптоматика
Для тубарной дисфункции характерно наличие следующих признаков:
- Тяжесть в голове.
- Снижение слуха.
- Головокружение.
- Ощущение клокотания и переливания жидкости в ухе.
- Щелчки.
Вышеперечисленные симптомы дисфункции слуховой трубы ослабевают или временно исчезают после проглатывания слюны или акта зевания (это механизмы, при которых из-за расширения устья происходит газообмен между средним ухом и окружающей средой).
Односторонний регулярный выпот может быть одним из первых «звонков» формирующейся крупной опухоли носоглотки. При обнаружении такого симптома у взрослого человека необходимо детально обследовать носоглотку и прилежащие пазухи.
Диагностика
Большая часть патологий слуховой трубы ведут к сужению и даже полной обструкции ее просвета. Следствием этого являются функциональные нарушения:
- Страдает барофункция, которая поддерживает постоянство давлений внутри уха и снаружи.
- Происходит нарушение выведения из полости экссудата и транссудата. Повышается чувствительность клеток эпителия к инфекциям.
Для постановки диагноза отоларинголог осматривает, опрашивает пациента и назначает специальные обследования. При осмотре проводится отоскопия, собирается анамнез. К субъективным методам диагностики относятся:
- Проба с пустым глотком.
- Опыт Тайби.
- Ваальсовы пробы.
Результаты проб анализируются на основании самоощущений пациента. Нормальная проходимость трубы дает «треск», а бульканье, свист характерны для частичной обструкции в больном ухе.
Для оценки кондуктивной функции (проходимости) используется тональная пороговая аудиометрия. Это метод, при котором происходит дифференциация слухового улавливания звуков и костного (подача звуков идет через кости черепа). Оценка состояния слухового аппарата проводится лечащим/диагностирующим доктором-аудиологом при помощи аудиометра на основании аудиограммы (кривой восприятия звуков различной высоты). У пациентов в основном выявляется понижение слуха в интервале низких частот (до 20 дБ), что сопряжено с ухудшением проведения звука.
Однако, из-за большого количества патологий, обуславливающих проходимость звуковых волн по трубе, целесообразно применять аудиометрию совместно с тимпанометрией. На основании этого обследования выясняют величину давления в среднем ухе, функциональное состояние слуховой трубы, определяют порог акустического рефлекса. На барабанную перепонку подается звуковой сигнал определенной частоты и интенсивности, затем тимпанограф регистрирует отраженный звук, идет построение графика.
При подозрении на аллергический характер болезни проводятся аллергопробы. При инфекционном поражении проводят микробиологическое исследование мазков из зева и носа.
Терапевтические приемы
Лечение тубарной дисфункции ведется в нескольких направлениях:
- Борьба с отеком слизистой. С этой целью используются сосудосуживающие капли в носовой ход и препараты из ряда антигистаминных внутрь. Больному запрещено сильно сморкаться, чтоб не было заброса слизи из полости среднего уха.
- С целью возобновления проходимости слуховой трубы проводится ее катетеризация с введением лекарственных препаратов внутрь полости.
- Первоочередным этапом должно быть устранение причины дисфункции. Это может быть антибактериальная/противовирусная терапия (в зависимости от выявленного источника воспаления), удаление аденоидов, опухолей, операции на носовой перегородке и пр.
- Для лечения дисфункции слуховой трубы целесообразно применение физпроцедур, таких как УВЧ, лечение лазером, электрическая стимуляция определенных мышц и пр.
- Кроме того, доктор может назначить пациенту компьютерную томографию, диагностику височных костей по Шюллеру и пр.
В наши дни разработаны и успешно применяются масса приемов консервативного и хирургического лечения тубарной дисфункции, однако процесс поиска новых методов продолжается. Ведь именно через орган слуха в большой степени происходит связь человека с внешним миром.
Евстахиева труба: дисфункция и лечение.
Евстахиева труба представляет собой небольшой канальчик, который соединяет заднюю часть носа, носоглотку и среднее ухо. Функциональной ее задачей является выравнивание уровня давления в окружающей среде и в среднем ухе. Евстахиевы трубы — это очень нежный орган, в котором может возникнуть дисфункция, приводящая к появлению дискомфорта и временным проблемам со слухом. Это явление возникает тогда, когда канал не может открыться при зевании и глотании.
Основные причины развития дисфункции следующие.
Во-первых, блокировка возникает тогда, когда давление внутри уха не изменилось, а вне уже стало иным. Поэтому барабанная перепонка начинает вибрировать в ином режиме. Основные факторы, которые стимулируют появление таких изменений, это:
полет в самолете;
катание по крутым холмам;
Со временем появившаяся после перечисленных изменений дисфункция постепенно исчезает, а евстахиева труба начинает «привычно» выполнять свои функциональные обязанности.
Во-вторых, может появиться блокировка, опухоль канала или же отит. Основными причинами, по которым возникает воспаление евстахиевой трубы, являются следующие:
инфекции и простуда верхних дыхательных путей;
заболевания уха и носовых пазух;
имеются увеличенные аденоиды;
наличие аллергической реакции.
В-третьих, бывают ситуации, когда дисфункция связана со скоплением в среднем ухе жидкости. К этому провоцирует:
наличие узкой евстахиевой трубы;
лимфоидная ткань (у детей), которая блокирует канал;
Основными симптомами появления дисфункций являются следующие:
ощущение засорения или заложенности в ухе;
боль и дискомфорт;
потеря звуковых ощущений и появление звона в ушах;
заложенность при жевании, зевании и глотании;
появление болевого синдрома при воспалении.
Евстахиева труба при диагностике подвергается как внешнему, так и внутреннему осмотру. Так, врач обязательно должен проверить, имеется ли внешне небольшая выпуклость вокруг поверхности, где располагается барабанная перепонка, есть ли отек и жидкость. Также осматривается нос и его спинки. Помимо этого, для уточнения окончательного диагноза рекомендуется сделать:
тимпанограмму, которая позволит измерить давление в проходе, а также исследует те движения, которые совершает барабанная перепонка;
аудиограмму для того, чтобы измерить слух.
Лечение дисфункций евстахиевой трубы должно протекать по различным направлениям. Для того, чтобы снять боль, дискомфорт или заложенность уха, рекомендуется жевать жевательную резинку, зевать почаще и делать глотательные движения.
Для достижения данной цели можно делать специальные «дыхательные» упражнения. Самым эффективным является следующее: глубоко вдохнуть, а потом выпускать воздух очень аккуратно, закрыв ноздри и держа рот закрытым.
В том случае, если имеется воспаление евстахиевой трубы, рекомендуется применение:
противозастойных средств для носа;
стероидов, чтобы «снять» заложенность носа и открыть слуховой канал;
Бывают ситуации, когда требуется хирургическое вмешательство. Тогда и делается миринготомия, когда врач надрезает барабанную перепонку. Благодаря этому уравнивается давление и делается дренаж для отвода скопившейся жидкости.
Евстахиева труба — это очень ценный орган, который нуждается в том, чтобы проводить профилактику дисфункций и не создавать провоцирующих заболевания ситуаций.
Для этого рекомендуется не совершать полетов и избегать подобных перегрузок, когда имеется простуда, ОРВИ или аллергия. Если нет другого выхода, то обязательно принимать антигистаминные или противоочетные препараты.
Во время подобных перегрузок рекомендуется использовать специальные затычки, которые помогут выравнивать давление в ухе.
Источник